Директор ООО "Мелита" Раис Гумеров продает магазины сети "Меховой центр" в Набережных Челнах, Новосибирске и Барнауле. Как выяснила газета "БИЗНЕС Online", продажа вызвана необходимостью привлечь деньги на новый проект, связанный с попыткой переформатировать бизнес компании. Дело в том, что Гумеров начал "мягкую" экспансию на рынок мехового ритейла: компания выступила в роли крупнейшего в истории города торгового оператора, сконцентрированного на торговле изделиями из меха и кожи. Как выяснили корреспонденты, на месте производственных цехов мехового объединения с почти вековой историей создается торговый центр "Меховой квартал" общей площадью около 25 тыс. кв. метров.
Как рассказал газете "БИЗНЕС Online" генеральный директор ООО "Мелита" Раис Гумеров, компания продает ряд своих магазинов. "Продаем магазины в Челнах и Новосибирске, в Барнауле уже почти продали. Торговля в этих трех городах дает лишь 7 процентов от наших общих продаж, а магазины, между тем, достаточно большие, поэтому бессмысленно их содержать. Мы концентрируемся на принципиально важных для нас городах, с хорошими продажами, – Москве, Казани, Томске, там магазины мы будем развивать". Челнинский магазин самый большой из вышеперечисленных: это трехэтажное здание площадью 1525 кв. м, продается за 60 млн. рублей. Магазины в Новосибирске и Барнауле – это первые этажи зданий площадью 250 и 300 кв. м, соответственно, продаются по 20 млн. рублей.
Отметим, что эти средства "Мелите" весьма кстати – в Казани она полным ходом формирует "Меховой квартал". Квартал шуб и дубленок на ул. Гафури расположится на площадке в 4 га, на месте старых производственных площадей "Мелиты" (сейчас цеха компании переведены в другое здание). В первую очередь торгового центра, которую руководство "Мелиты" запустило в начале сентября, "входят 2,5 тысячи квадратных метров меховых площадей плюс другие магазины", рассказал газете "БИЗНЕС Online" Гумеров. Часть из из них займет товар, произведенный на казанском мехобъединении, остальные будут сдаваться в аренду. Как мог убедиться корреспондент "БИЗНЕС Online", "квартал" уже начал притягивать покупательские потоки. На остальной части квартала сейчас проводятся либо строительно-ремонтные, либо подготовительные работы. "Сейчас стоянку на 200 автомобилей заканчиваем", – похвалился Гумеров. По его словам, до конца года будут открыты "еще несколько магазинчиков".
Завершить проект на "Мелите" планируют в течение 1,5 лет. Это будет комплекс соединенных друг с другом зданий, занимающих целых квартал, от ул. Гафури до ул. Меховщиков, так что название оправдано. На территории "Мехового квартала" запланировано создание ресторанной зоны и парковки на 1 тыс. машино-мест, что, к слову, будет отличать его, например, от ТЦ XL, который за последние годы собрал под своей крышей много арендаторов, торгующих мехами и кожей, и также может претендовать на статус мехового торгового центра города. Для XL, как известно, крайняя нехватка парковочного пространства – "родовая травма".
По словам Гумерова, торговых площадей будет не менее 15 тыс. кв. м, еще 10 тыс., "может быть, будут офисными". Работы ведутся на собственные средства, собственными строительными бригадами (стройкой руководит супруга руководителя). На сегодня вложения уже превысили 100 млн. рублей. Конечную стоимость проекта Гумеров назвать отказался. При этом как земля, так и здания на этой территории также принадлежат компании, что, безусловно, обеспечивает экономичность строительства и в дальнейшем обеспечит невысокую арендную ставку – порядка 500 рублей за квадратный метр.
— Многие задают вопрос про арендную плату: "Вы, наверное, когда запуститесь, цены сразу поднимете?" Я говорю, что нет, ручаюсь, что до следующего Нового года поднимать арендную плату не будем, – заверил Гумеров, – нас она устраивает, для нас это не основной и не единственный бизнес, и нет смысла задирать астрономические цены.
Примечательно, что исторически район улиц Гафури – Меховщиков ассоциируется у казанцев с кожевенным и меховым производствами. С конца XIX века эти места занимали меховые мануфактуры, а в 1928 году был создан предшественник "Мелиты" – меховое объединение имени Хусаина Ямашева. Так что, по идее, психологических барьеров посетить ТЦ для покупателей возникнуть не должно. Однако, по мнению опрошенных газетой "БИЗНЕС Online" экспертов (их комментарии приведены ниже – авт.), район ул. Гафури все же довольно сильно удален от центра города, и это промышленная зона, что может усложнить задачу привлечения покупателей. Стоит добавить также, что до будущего ТЦ ходит всего один автобусный маршрут.
— Отсюда до центра, то есть до Кольца – три минуты езды на машине. И это далеко от центра? Абсурд! – настаивает Гумеров. – Просто у казанцев накладывается восприятие, что это промзона, и кажется, что это далеко. Общественного транспорта маловато, но мы знаем, что 75 процентов людей за шубами ездят все-таки на машине, – говорит Гумеров.
Гумеров подкрепил эти аргументы опытом работы самого большого магазина сети "Мелита" площадью 3 тыс. кв. м, который расположен здесь же, поблизости, на ул. Гафури. Его годовой оборот превышает 300 млн. рублей, причем он существенно вырос после закрытия в прошлые года трех других казанских мелитовских магазинов, которые находились, казалось бы, в географически более выгодных местах.
В целом Гумеров считает такую концентрацию своей сети оправданной, поскольку огромное число магазинов, торгующих меховыми и кожаными изделиями, привело к размыванию спроса, отчего страдают все. По оценкам экспертов, с которыми оказался согласен и сам Гумеров, с начала 2013 года продажи по рынку упали в среднем на 10%. У некоторых торговых точек, по его данным, есть даже двукратное падение спроса по сравнению с тем же периодом 2012 года.
В пользу идеи Гумерова, безусловно, говорит также многолетний опыт его работы во главе как мехового предприятия, так и собственной торговой сети, проще говоря, наверное, он знает, что делает. В 90-е годы у компании было около 150 собственных магазинов, сегодня, правда, гораздо меньше. Другое дело, что глава "Мелиты" привык торговать исключительно своим товаром, знакомым покупателю еще с советских времен, признанным на рынке как качественный и отмеченным многочисленными премиями, включая Сталинскую. А вот в "Меховом квартале" он опробует себя как арендодатель. Первый вопрос, который возникает в этой связи: не скажется ли это негативно на продажах родной мелитовской продукции? Второй вопрос: не бросит ли тень на репутацию компании, скажем так, не самое высокое качество, к примеру, китайских норковых шуб, которые также будут продаваться в ТЦ? Гумеров рассказал, что и сам задавался подобными вопросами.
— Мы сначала думали, целесообразно или нет создавать "Меховой квартал" – вроде бы он будет конкурентом нашему магазину, кстати, самому крупному в России. Но потом пришли к мнению, что у того магазина есть свои покупатели, в межсезонье туда приезжают много иногородних покупателей, – говорит Гумеров. По его словам, самый большой наплыв покупателей меха наблюдается в субботу и воскресенье: утром приходит толпа, но потом люди начинают разъезжаться по городу, смотрят, сравнивают. Многие потом возвращаются в "Мелиту", но кто-то и не доезжает.
— А здесь мы укорачиваем путь: в "Меховой квартал" люди могут зайти и посмотреть, что есть в Казани. В этом квартале должен быть абсолютно весь ассортимент мехового товара, который есть в Казани, да и в других городах, потому что ассортимент везде на 99 процентов идентичен. Греческие шубы будут, турецкие дубленки и кожа – уже решено, какие фирмы. Китайские норковые шубы, пятигорские мутоновые шубы – пожалуйста, хотя у нас есть и свои, но у них, так сказать, более дешевая категория. Нутриевые шубы дешевые в большом количестве будут. То есть все, что предложено и в Казани, и в других городах, здесь будет, – заявил Гумеров.
Газета "БИЗНЕС Online" поинтересовалась мнением экспертов о перспективах "мелитовского" проекта.
Ильшат Камалиев – заместитель директора по коммерции Бирюлинского зверосовхоза:
— Я смотрю на эти гипермаркеты, но не знаю, считает ли кто-нибудь экономический эффект работы тех, кто арендует в них помещения, насколько велика текучесть арендаторов. Очень много торговых площадей в Казани. Не могу сказать, окупит ли себя этот проект. Но думаю, люди знают, чем занимаются. Население сейчас мобильное, думаю, неплохо будет. Сегодня спрос на меховую продукцию возрос – выросло благосостояние людей. И мода делает свое дело: если раньше только головные и шубные изделия были, то сегодня более широкий ассортимент из меха шьют – вплоть до вечерних платьев. Ассортимент головных изделий вырос, вошли в моду меховые жилеты, вязаные изделия из меха. Свою продукцию мы реализуем в XL, а в "Меховой квартал" я бы не пошел – далековато.
Ольга Исаева – директор магазина "Белка":
— У нас уже есть магазин в центре города, так что нам нет смысла в этом торговом центре "вставать". Думаю, что "Меховой квартал" будут посещать, так как многие ездят в "Мелиту" за шубами, традиционно в Казани хорошо посещают меховые ярмарки. Хотя в этом году спад идет, оборот снизился примерно на 10 процентов. Мы объясняем это Универсиадой, в дни подготовки к ней люди просто отказывались выезжать в центр, дороги были перекрыты. А в целом мой прогноз оптимистический для любого нового дела и начинания, а дальше все зависит от них самих – какая будет маркетинговая политика, реклама.
Леонид Рахимов – директор ЗАО "Инвест Девелопмент" (дисконт-центр XL):
— Подобный меховой центр уже существует в Казани – это XL, у нас 27 меховых арендаторов, которые занимают порядка 5 тысяч квадратных метров площади. Что касается мехового центра от "Мелиты", по улице Меховщиков идет движение грузового транспорта в сторону Отар, то есть это такой выезд из города. Для сравнения: магазин "Белка" на улице Татарстан "сидит" очень хорошо, он ближе к центру. Но покупательские потоки на "Мелиту" есть, они формировались в течение 20 лет. Деньги у казанцев есть, а меха можно покупать бесконечно, это признак роскоши и богатства, к тому же город у нас северный – полгода зима.
Сертан Арслан – директор салона кожи и меха MONDIAL в Казани:
– На наш взгляд, это очень удачное решение – собрать всех меховщиков в одном месте!
Покупатели могут целенаправленно отправиться за покупкой в одно место, где у них будет возможность сравнить и выбрать качественное изделие из кожи или меха, не тратя время на поездки по городу. Мы с удовольствием примем участие в данном проекте.
Татьяна Федорова – председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:
– Есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание владельцев проекта. Чтобы его раскрутить, нужна хорошая, я бы даже сказала, агрессивная рекламная кампания. Второе. Чтобы завлечь туда меховщиков, необходима привлекательная арендная плата, естественно, ниже, чем в тех торговых центрах, где сейчас они базируются. Третье, на что необходимо обратить внимание: выгодно ли "Мелите" свой товар продавать там, где под одной крышей соберутся все продавцы меха? Это те моменты, которые "Мелите" следует учесть с точки зрения стратегии данного мехового центра. Если "Мелита" грамотно подойдет к решению этого вопроса, то все может получиться, тем более что от центра города недалеко, и место весьма перспективное для привлечения оптовиков. Если говорить о покупательском спросе, то здесь следует разделить его по уровням. Первый – это элитные изделия, и "Мелита" шьет такие. И второй – уровень среднего покупателя. Но стоит учитывать, что выигрывает обычно средне-ценовой сегмент. Я думаю, что меховщикам нужно гибче подходить к линейке выпускаемой продукции, думать над дизайном, что чаще всего востребовано в среднем сегменте.
Справка
История ООО "Мелита" началась в 1928 году, тогда оно называлось Татарское ордена Ленина меховое объединение им. Хусаина Ямашева. В советские времена предприятие одевало Советскую армию, строителей БАМа, Олимпийскую сборную СССР. Сегодня компания переориентировалась на выпуск исключительно гражданской продукции. Есть магазины в Казани, Набережных челнах, Новосибирске, Томске, Барнауле и Москве. В год выпускает порядка 5 тыс. изделий. Годовой товарооборот в Казани – около 300 млн. рублей. 100-процентный собственник – союз меховщиков.