Компания Х5 Retail Group (торговые сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") в мае 2015 года подписала с Самарской областью соглашение о сотрудничестве. Что сделано за 100 дней, как компания реализует программу импортозамещения и сдерживает рост цен, сколько новых магазинов открылись для жителей региона, рассказал директор Волжского филиала компании Артем Спиваков. Совокупная доля отечественных товаров в ассортименте торговых сетей Х5 к августу 2015 года превысила 90%, а в целом ряде категорий достигла 100%.
— В мае этого года правительство Самарской области и компания Х5 подписали соглашение о сотрудничестве. Прошло 100 дней, по прошествии которых можно говорить о первых результатах работы. Каковы они?
— В мае состоялась встреча и конструктивный диалог между губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным и руководством нашей компании во главе с исполнительным директором Стефаном Дюшармом. Было подписано соглашение о сотрудничестве на очередной двухлетний срок. На 2015-2117 годы нашему Волжскому филиалу поставлены серьезные задачи по открытию новых магазинов, по инвестициям в экономику региона, по новым рабочим местам, по работе с местными товаропроизводителями.
С мая мы открыли в Самарской области 19 универсамов "Пятерочка", 15 "Пятерочек" реконструировали и оформили в новом стиле для удобства покупателей. Это уже около 200 новых рабочих мест. В открытие новых магазинов, модернизацию уже действующих, реконструкцию прилегающих территорий с мая этого года инвестировано около 300 млн рублей.
— В начале 2015 года была приобретена местная торговая сеть "Покупочка". Как дела обстоят с ней?
— Все магазины "Покупочка" отремонтированы, получают полный ассортимент товаров централизованно, через нашу логистическую систему. В разы выросло качество товара, уровень обслуживания покупателей. Все работники сети трудоустроены. Жители области получили современные и недорогие "Пятерочки".
— А финансовые результаты в 2015 году?
— В целом компания Х5 завершила полугодие с прибылью в 92,9 млрд рублей. Наш филиал тоже внес свою лепту в успех компании.
— Не кажется ли вам, что современная экономическая ситуация бросает вызов российскому бизнесу — и производителям, и ритейлерам?
— Вы правы. Мы можем говорить о трех серьезных вызовах. Первым вызовом — в начале осени прошлого года — стало эмбарго на импортные продукты, затем — с конца осени — рост цен поставщиков вслед за ростом валютного курса, сейчас мы сталкиваемся с новым вызовом, связанным с ограничением спроса ввиду снижения покупательской способности населения. Мы справились с первыми двумя вызовами, практически заместив импортные продукты российскими и сдерживая рост цен в рознице за счет снижения торговой наценки и замораживания цен на социально значимые продукты. Уверен, что мы также справимся и с новым вызовом, связанным с изменением предпочтений потребителей в сторону более дешевых товаров: мы расширили предложение товаров по низким ценам, растет производство собственных торговых марок, которые также позволяют потребителю экономить, мы стали активнее работать с промоакциями и скидками, чтобы ответить на запросы наших покупателей.
— Какой стратегии в развитии компании придерживается Х5? Реализуется ли эта стратегия в нашей области?
— Успехи компании обусловлены оптимальной, на мой взгляд, стратегией развития. Наше основное преимущество — это мультиформатность. В компании есть и универсам "у дома" — это наша "Пятерочка", средний формат — это супермаркеты "Перекресток", и крупный формат — гипермаркеты "Карусель", что позволяет нам максимально удовлетворить потребности всех групп российских покупателей.
— Кто лидер?
— Сегодня лидер — "Пятерочка". У нее оказались самые адекватные цены для экономической ситуации сегодняшнего дня. В дополнение к ценам — новый облик магазинов, увеличение ассортимента и повышение качества. Вот составляющие успеха. У "Пятерочки" больше всего магазинов, выше темпы роста. "Перекресток" и "Карусель" изначально ориентированы на покупателя с более высоким доходом. Отсюда и свой ассортимент, площади.
— Какие перспективы у "Перекрестка" и "Карусели"?
— Мультибрендовость Х5 уникальна для рынка, поскольку мы — единственная компания, которая управляет тремя сетями под собственными узнаваемыми брендами. В перспективе 2-3 лет баланс сместится в пользу магазинов "у дома" и гипермаркетов. Но в горизонте более чем 3 лет супермаркеты будут расти и развиваться гораздо быстрее, чем сейчас. На текущий момент три формата покрывают все основные потребности наших покупателей.
— В июле доллар и евро опять пошли в рост. До конца года аналитики прогнозируют продолжение инфляционных процессов?
— Этот процесс приобретает определенную цикличность. В ноябре-декабре прошлого года была примерно та же ситуация. Хочу подчеркнуть значительную роль торговых сетей в демпфировании инфляционных процессов. Нашим магазинам, так же как и покупателям, невыгодны высокие цены. При таком раскладе покупки просто останавливаются. Нам нужна ситуация, когда покупатель идет в магазин. А это происходит только при приемлемых для покупателя ценах.
— Что вы делаете для сдерживания цен?
— Здесь несколько механизмов. Во-первых, выбор производителя, поставщика. Как только цена у определенного производителя необоснованно идет вверх, мы ищем другие предложения на рынке (а таких достаточно). Кроме того, проводим тендеры по определенным видам товаров, что также существенно снижает закупочные цены. Регулярно проводим торгово-закупочные сессии с местными производителями. Только в Самарской области в этом году провели три сессии, по итогам которых заключили шесть новых договоров на поставку в сеть. Во-вторых, совместно с производителями проводим промоакции, а это — скидки для покупателя. В-третьих, оперируем торговыми наценками в сторону уменьшения, чтобы держать полочную цену на низком уровне. И, наконец, выводим на рынок товары собственной торговой марки, цена на которые очень демократична. Как видите, у нас достаточно механизмов, которые снижают полочную цену для покупателя.
— Как правило, крупные сети везут в свои магазины товар от производителей всей страны из других регионов. Это разрывает цепочку "местный товаропроизводитель — магазин" или нет?
— В ассортименте магазина "Пятерочка" сегодня от 3 до 5 тыс. наименований, "Перекрестка" — от 7 до 13 тыс. позиций, "Карусели" — от 20 до 27 тыс.
Сами понимаете, что одни только местные товаропроизводители никогда не закроют все позиции. Конечно же, везем товар и со всей страны, и из-за границы. Но в подходах последних 2 лет компания сделала крутой разворот к поставкам в магазины не просто российских товаров, а именно товаров от местных товаропроизводителей.
— Наверное, и санкции помогли?
— И санкции тоже. Из плюсов работы с локальными товаропроизводителями могу однозначно назвать качество и свежесть продукта, сокращение логистических плеч. Есть и сложности. Местные товаропроизводители не успевают за потребностями больших сетей. Если мы начинаем работать, то наш поставщик должен отвечать трем основным критериям: качество, количество, стабильность. Качество товара должно быть стабильным и высоким. По количеству производимого товара местному производителю тяжело успевать за нашими запросами. Но стабильный спрос на продукцию со стороны сетей — отличный стимул к росту местного бизнеса, драйвер развития территорий. Стабильностью я называю поставки точно в срок и точно в том количестве, который мы ждем в магазинах. Не больше и не меньше. С дисциплиной поставок у местных производителей тоже не всегда получается. Но плюсов однозначно больше, чем минусов, мы нацелены на долгосрочное сотрудничество с местными производителями.
— Готовы ли самарские товаропроизводители к работе с сетями?
— В Самарской области самое большое количество местных производителей, с которыми сотрудничает компания Х5. На 1 августа таких компаний уже 63. На 1 января 2014 года их было 51, на 1 января 2015 года — 56. В соседних областях таких компаний меньше.
Перечислять не буду, но скажу, что местные товаропроизводители представлены практически во всех категориях: молоко, хлеб, мясной, рыбный гастроном, замороженные продукты, кулинария. Считаю, что самарскому бизнесу надо усилить позиции по категориям "Овощи — фрукты", "Алкогольная продукция". Здесь нет пока сильных местных компаний, которые отвечали бы нашим критериям.
— В августе исполнился год со времени введения санкций на ряд продовольственных товаров. Как прожили торговые сети этот год?
— За год, прошедший с момента введения Россией эмбарго на импорт отдельных категорий продуктов питания, Х5 Retail Group внесла существенный вклад в обеспечение торговой инфраструктуры национальной программы импортозамещения. Производство СТМ, программы поддержки спроса на продукцию локальных поставщиков и регулярные торгово-закупочные сессии сетей "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель" позволили увеличить доли российских товаров в некоторых группах в 2-3 раза. Совокупная доля отечественных товаров в ассортименте торговых сетей Х5 к августу 2015 года превысила 90%, а в целом ряде категорий достигла 100%.