ОАО "Мегафон" пока лидирует среди операторов "большой тройки" по размеру выручки в самом быстрорастущем сегменте — передаче данных, однако его конкуренты активно инвестируют в развитие сетей и готовятся в 2013 году масштабно выйти на рынок 4G. О том, почему "Мегафон" не боится умерить инвестиционные планы, какую роль играет в его бизнесе партнерство со "Скартелом" и какие выгоды сулит покупка "Евросети", в интервью "Интерфаксу" рассказал исполнительный директор "Мегафона" по развитию бизнеса на массовом рынке Михаил Дубин.

— Недавно на российском рынке мобильной связи произошла крупная сделка — шведская Tele2 продала свой российский бизнес госбанку ВТБ. Как эта сделка, на ваш взгляд, может повлиять на конкурентную среду в телекоммуникациях и готовы ли вы претендовать на активы Tele2 Россия, если ВТБ, как и заявлял, будет искать стратега?

— Во-первых, пока мало времени прошло, чтобы судить, что реально происходит. Мы предпочитаем дождаться финальной конфигурации, когда таковая появится, и после этого делать какие-то выводы. Для нас позиция с точки зрения возможного появления четвертого крупного игрока очень простая — мы просто должны еще лучше работать, чтобы потребитель оставался с нами. В целом, я не рассматриваю эту сделку как какую-то существенную угрозу в силу разницы сегментов, в которых мы работаем (Tele2 предоставляет услуги только в регионах в стандарте 2G — ИФ).

Что касается интереса к активам, то, насколько я знаю, мы сейчас эту тему никак не обсуждаем. Это не то, за чем мы бежим сейчас.

— В начале прошлого года, да и ранее, менеджмент "Мегафона" озвучивал амбицию выйти на первое место среди российских сотовых операторов по выручке и количеству абонентов. Насколько эта цель актуальна сейчас для компании?

— За год стратегия "Мегафона" эволюционировала. Раньше, действительно, целью было лидерство. Сейчас мы говорим, о том, что цель — это эффективный рост и наш KPI рассчитывается как EBITDA минус CAPEX. В основе нашей стратегии — клиент и его интересы. Но то, из чего складывается рост — это три основных направления: развитие существующего бизнеса, выход в новые направления бизнеса (то, чем занимается MegaLabs), и повышение эффективности.

В существующем бизнесе, очевидно, у "Мегафона" есть очень хорошие позиции по передаче данных. Я убежден, что в этом направлении большой потенциал и есть откуда извлекать дополнительную стоимость.

У MegaLabs есть как те инициативы, о которых вы уже слышали, так и те, о которых мы готовы будет заявить в этом году. В целом, эти инициативы можно разделить на два направления: те, которые увеличивают объем передачи данных, и те, которые направлены на развитие OTT-услуг, более венчурные для нас.

Если говорить об эффективности, то за последние 9 лет "Мегафон" стал третьим в мире среди мобильных операторов по темпам роста выручки. Это говорит о том, что, с одной стороны, в "ДНК" компании реальный рост, то есть, компания знает, как расти, но, с другой стороны, есть определенные болезни роста с точки зрения эффективности и затрат.

Сейчас наша стратегия устроена так, что мы идем за ростом денежного потока. Мы работаем и с OPEX, и с CAPEX. С точки зрения операционных затрат, мы с прошлого года перешли на revenue sharing в ритейле, и это дает достаточно хороший эффект. По CAPEX — мы изменили инвестиционный процесс.

— "Мегафон" стал единственным из крупных операторов, кто в 2013 году сократил инвестпланы — до 55-60 млрд рублей. У вас нет опасений отстать от конкурентов по покрытию сети и на что, на ваш взгляд, сейчас, прежде всего, стоит направить инвестиции?

— Во-первых, мы единственные, кто инвестировал в кризис, во-вторых, не правильно мерить развитие сети деньгами, да и количество базовых станций не всегда адекватная величина, потому что, есть разные частоты и они по-разному функционируют. Мы смотрим на натуральные показатели, отталкиваемся от клиента: когда мы понимаем, что есть прогноз по росту трафика, что есть необходимость в достижении паритета по покрытию, улучшения качества связи в каком-то регионе, мы в эти вещи инвестируем. В "Мегафоне" выстроен инвестиционный процесс: на сегодняшний день мы хорошо знаем, где находится каждая инвестиция, какой она нам приносит возврат, и малоэффективные проекты мы отсекаем.

Считаю, что сеть "Мегафона" с точки зрения технологии, которую мы используем — по управлению, по количеству базовых станций и по абонентским характеристикам, сильно опережает конкурентов. Тем не менее, мы продолжаем развитие в передаче данных. Мы лидеры по сети 3G, параллельно с этим мы активно развиваем 4G. В этом стандарте мы во многом являемся пионерами. В прошлом году "Мегафон" первым из операторов "большой тройки" обеспечил доступ своих клиентов к услугам на базе данного стандарта. В 2013 году "Мегафон" первым из российских операторов обеспечил клиентам возможность использования смартфонов с поддержкой 4G. Для предоставления голосовой связи абонентам, зарегистрированным в сети LTE мы использовали технологию CSFB. На сегодня это самая распространенная технология передачи голоса в сетях LTE в мире. Она обеспечивает переадресацию трафика абонентов между сетями 3G/4G в зависимости от того, пользуется абонент мобильным интернетом, либо совершает голосовые вызовы. Все происходит настолько быстро, что вы даже не замечаете этого в процессе использования смартфона, находясь в сети 4G. Наряду с этим "Мегафон" реформировал тарифную политику. Сегодня минимальная абонентская плата за использование высокоскоростного интернета 4G в Москве составляет от 190 рублей в месяц (опция XS). Мы считаем, что снижение "входного порога" при использовании 4G в опции XS позволит обеспечить существенный рост пользователей услуг.

— В каких регионах "Мегафон" будет развивать LTE в 2013 году, какие из них будут лицензионными, на каком уровне будет обеспечено покрытие в нелицензионных регионах?

— Сегодня сети 4G развернуты в регионах, где проживает более 30% населения России, к концу 2013 года этот показатель составит 40%. Сейчас у нас более 150 тысяч абонентов в 29 регионах России. Сеть LTE "Мегафона" доступна в 7 городах из 12 с населением более 1 млн жителей. По нашим прогнозам, количество активных пользователей LTE от "Мегафона" в этом году достигнет одного миллиона.

До конца 2013 года мы намерены исполнить требования ранее полученных лицензий и запустить сети 4G в 8 субъектах РФ: Мордовии, Костромской, Брянской, Орловской, Калужской, Владимирской, Курской, Рязанской областях. Также появится покрытие еще в целом ряде регионов. В 2013-2014 гг. мы планируем инвестировать в строительство сети четвертого поколения более 15 млрд рублей ежегодно.

— Инвестиции в 3G, насколько мы знаем, пока продолжают окупаться. Для LTE этот срок окупаемости будет меньше?

— Если LTE считать как проект "в чистом поле", то я сомневаюсь, что оно в принципе окупаемо. Но с точки зрения добавления к тем технологиям, которые есть, — развитие 4G абсолютно логичный шаг и продолжение окупаемости 3G. В настоящее время инфраструктура "Мегафона" включает в себя более 31,7 тыс. базовых станций (БС) 2G и более 28 тыс. БС — 3G. Протяженность магистральных ВОЛС составляет более 142 тыс. км. Очевидно, что запуск LTE нам позволит дальше удерживать абонентов за счет повышения качества услуг.

Мы видим рост спроса на услуги мобильной передачи данных. В частности, на конец 2012 года в нашей сети на пользователей смартфонов приходилось 25%. Думаю, к концу 2014 года этот показатель увеличится до 50%. То есть рост будет сильно ускоряться. Это видно и по структуре продаж в рознице, и по структуре спроса, и в том числе, по появлению более доступных предложений и от вендоров и от операторов.

В целом, то, что мы вступили в эру передачи данных, серьезно изменяет нашу бизнес-модель с точки зрения инвестиционного процесса. Когда был "голос", принципиально было иметь покрытие, и инвестиции были в радиоинфраструктуру. При переходе к передаче данных упор идет больше на расширение транспортных каналов. Двигаясь вперед, имея базовые станции и транспортную сеть, мы должны научиться правильно обрабатывать растущий трафик. То есть инвестиции пойдут более даже в IT, на создание интеллектуальных систем обработки данных.

— По 4G у вас есть партнер — ООО "Скартел", с которым у вас общий контролирующий акционер. Какая модель выхода в новые регионы с LTE наиболее привлекательна для "Мегафона" — разворачивание сети на частотах Yota, использование собственных частот или одновременный запуск и на собственной сети, и на сети партнера?

— Мы будем запускаться и с Yota, и самостоятельно. Мы удовлетворены сотрудничеством с Yota и планируем его продолжать. Для нас это возможность сократить время выхода на рынок LTE, набрать абонентов, создать эмоциональную привязку абонентов, что "Мегафона" — это 4G. Кроме того, мы экономим на использовании инфраструктуры.

Для нас сотрудничество со "Скартелом" — это еще и преимущество в продукте: на их сети мы всегда сможем дать клиенту скорость гарантированно выше конкурентов.

— Могут ли на привлекательности сотрудничества с Yota сказаться требования ФАС привести договор между "Мегафоном" и "Скартелом" в соответствие с публичным предложением, сделанным другим операторам? Когда будет пересмотрен контракт?

— Мы рассматриваем такую возможность (пересмотра контракта — ИФ). Вместе с тем, корпоративные процедуры еще не проводились, поэтому пока не буду комментировать условия.

— Готов ли "Мегафон" делегировать "Скартелу" строительство инфраструктуры?

— Я бы скорее говорил о нашем интересе к network sharing в целом с любым игроком рынка. Здесь мы как компания открыты к любым возможностям. Конкретных договоренностей пока нет.

— Сотрудничество между операторами обсуждается уже больше года. Почему до сих пор не удалось добиться какого-то конкретного результата?

— У разных игроков рынка разная мотивация, и в силу этого не всегда получается быстро договориться. Мы обсуждаем разные конфигурации — это может быть и башенная компания, может быть взаимодействие по базовым станциям, может быть создание инфраструктурной компании.

Нам было бы интересно договориться прямо сейчас, но обычно для того, чтобы договориться, нужна вторая сторона.

— Может "Скартел" стать базой для создания инфраструктурной компании?

— Когда-то под этим даже все подписывались (в 2011 году "большая четверка" планировала совместно выкупить доли в капитале Yota, но сделка не состоялась — ИФ). Если такая конфигурация в сегодняшних условиях всех устроит — то, конечно, да.

— Некоторые участники "большой тройки" активно используют аутсорсинг по обслуживанию сетей для снижения затрат на эти цели. "Мегафон" пока предпочитает самостоятельно управлять сетями — вы считаете, что такая модель более эффективна, или готовы рассматривать и аутсорсинговые проекты?

— Аутсорсинг — достаточно большое поле: от ничего не аутсорсить до отдать в аутсорсинг все. Очевидно, что ни тот, ни другой полюс не являются нашей целью. Но то, где мы хотим оказаться — будь то аутсорсинг эксплуатации или обслуживания, или управления и планирования, — мы будем решать осторожно. Думаю, какие-то проекты вы увидите в этом году.

— Как идет процесс подготовки собственных частот "Мегафона" к запуску сетей LTE? Удалось ли уже операторам и регуляторам выработать приемлемый механизм финансирования работ по конверсии? И начались ли уже конверсионные работы на частотах "Мегафона", или в 2013 году необходимости в них еще не возникнет?

— Конверсия, надеюсь, будет двигаться, но я далек от мысли, что это будет какое-то простое упражнение. Скорее всего, это займет много времени, но я не склонен считать, что это будут какие-то безумные деньги. Сейчас о том, что есть какая-то конкретная конфигурация (финансирования конверсии — ИФ), мне не известно.

Пока мы можем работать в определенных субъектах в том или ином диапазоне (верхнем 2,5-2,7 ГГц или нижнем 790-862 МГц) на свободных частотах, либо на условиях ЭМС (электромагнитной совместимости). Но мы надеемся, что в какой-то момент конверсия все-таки состоится: на два года нам хватит этих частот, дальше количество клиентов 4G станет существенным.

Я не опасаюсь за верхнюю часть спектра, потому что мы работаем на сети Yota и за счет ширины спектра, пока нет на этой сети других игроков, можем обслуживать большое количество клиентов, но двигаясь дальше в малонаселенные районы, конечно, мы будем заинтересованы стоить и в нижнем диапазоне, который необходимо конверсировать.

— Приступили ли операторы к тестированию технологической нейтральности в диапазоне 1800 МГц? Насколько этот диапазон перспективен для перевода в него передачи данных в стандарте LTE?

— Есть поручение ГКРЧ на этот счет, и такая работа проводится. Что важно для "Мегафона" — это не уронить качество голосовой связи для существующих клиентов. Вопрос технейтральности очень неоднозначный: чтобы поместить в этот диапазон какую-то другую технологию, надо "ужать" существующих абонентов. Это ужимание, как правило, приводит к деградации качества.

Если мы начнем этим заниматься, допустим, в Москве, качество связи ухудшится.

— Раз уж вы заговорили о качестве связи, в том числе, в Москве, — у "Мегафона" есть обязательство по контракту со "Скартелом" пустить его на свои сети 2G, 3G. Когда может состояться запуск Yota на ваших сетях и не приведет ли это к перегрузке сети в таких и без того загруженных узлах, как Москва?

— Когда мы анализировали соглашение, мы пришли к выводу, что выход Yota на наши сети к ухудшению качества связи не приведет. Когда "Скартел" будет это делать, вопрос скорее к "Скартелу". Они должны будут нас уведомить, так потребуется техническая интеграция. На данный момент уведомления нет.

Что касается качества связи в Москве — я тоже живу в этом городе, и хочу сказать, что, когда оказываешься в других мегаполисах, типа Лондона или Нью-Йорка, понимаешь, что качество связи в Москве выше. Здесь, конечно, есть свои особенности: ограничения по 3G, с которыми надо работать и которые в определенной степени блокируют полноценное развитие сети, есть проблемы с размещением базовых станций, и тут нам нужна помощь со стороны Москвы, правительства РФ по упрощению процедуры размещения базовых станций на различных объектах. Со своей стороны мы постоянно ведем оптимизацию сети и расширение покрытия. В Москву за последние два года мы вложили очень большое количество денег, и думаю, многие это ощущают.

— Мегафон с 1 января перешел на новый дилерский контракт с Евросетью. Стоит ли в связи с этим ожидать позитивных изменений в финансовых показателях Мегафона уже в первом квартале, и за счет чего — снижения дилерских комиссий, получения синергий в пересекающихся видах деятельности?

— В краткосрочной перспективе мы выигрываем на сокращении дилерских комиссий. У "Евросети" есть достаточно высокая маржа, и мы считаем, что часть этой маржи можно переместить на сторону оператора, сократив выплаты в сторону ритейлера. Мы не раскрываем условия договора, но сократить можно существенно.

Дальше есть более среднесрочный план, и он, я считаю, более значимый для рынка.

Если посмотреть на структуру рынка, сейчас у нас 27-28 тыс. точек продаж в стране, это приводит к тому, что продается больше 100 млн сим-карт в год при том, что устройств продается 35-40 млн. Этот гэп нельзя объяснить только тем, что люди периодически покупают сим-карты для единоразового использования. То есть, мы видим навязанный спрос. На российском рынке, где есть три игрока, где есть 90% тарифов pre-paid, где нет субсидирования телефонов, — роль дистрибуции крайне важна. Существующий дисбаланс в продажах сим-карт показывает, что мы расходуем избыточное количество средств на розницу. Если это было нормально в условиях бурно растущего рынка, то сегодня это приводит к тому, что абоненту навязывают то, что ему не нужно, а мы платим за это комиссию, несем затраты на производство сим-карт, IT-обеспечение и так далее.

Правильная модель рынка — когда оператор имеет большее влияние на дистрибуцию. Это то, что мы сделали, приобретя "Евросеть". Сегодня у нас доля контролируемых каналов продаж с учетом "Евросети" составляет 60%.

— Когда "Мегафон" входил в капитал "Евросети", звучали опасения, что гонка операторов за абонентами возобновится.

— Я слышал об этих опасениях. Нет, это не так. Наоборот, сделка была осуществлена для оптимизации наших издержек. И подключение абонентов через "Евросеть" не станет добавлением к тому, что мы подключали раньше. Увеличение доли в абонентах нам интересно, потому что у нас фокус на увеличение денежного потока, но по той же причине мы заинтересованы только в прибыльном росте.

"Евросеть" и "Мегафон Ритейл" (собственная розничная сеть оператора — ИФ), на самом деле, комплементарны друг другу. В салоны "Мегафон-Ритейл" заходят 70-80% абонентов "Мегафона", которые уже с нами. Поэтому для нас "Мегафон-Ритейл" с точки зрения бизнеса — это работа с существующей абонентской базой, которая приносит нам на сегодняшний день 75% выручки. "Евросеть" — третий бренд, и структура трафика тут такова, что на "Мегафон" приходится где-то треть клиентов. Поэтому "Евросеть" мы используем с точки зрения инструмента привлечения новых абонентов.

Распределение в продажах сети между нами и "Вымпелкомом", как и владение, осуществляется на паритетных условиях.

— Как сотрудничество с "Евросетью" будет сказываться на оттоке абонентов "Мегафона" в этом году? Насколько высокий churn вы ожидаете, и как это будет влиять на вашу выручку?

— Нам еще предстоит работа с "Евросетью", но в среднесрочной перспективе churn, конечно, будет снижаться. Сейчас объем подключений на рынке не растет, а отток будет зависеть от того, как мы будем работать. Как я уже говорил, 75% выручки нам приносят существующие абоненты (сроком подключения более 6 месяцев — ИФ), и, двигаясь дальше, эта доля будет, скорее всего, расти. По крайней мере, мы к этому стремимся.

В 2013 году мы ждем снижения оттока. Но я не вижу пока предпосылок для радикальных изменений.

— Внедрение MNP повлияет на отток абонентов "Мегафона"?

— Это будет зависеть от финальной схемы, как это будет работать с точки зрения абонента, с точки зрения дистрибуции. Сейчас ее нет. На MNP мы смотрим больше как на возможность, чем как на риск, потому что у нас объективно лучше качество сети, лучше качество передачи данных и достаточно сильные позиции в дистрибуции. При этом я не думаю, что MNP приведет к радикальному переделу рынка.

— Удастся подготовить сети к внедрению MNP в срок, то есть до 1 декабря 2013 года? Или операторам потребуется переходный период для внедрения услуги? По крайней мере, такие опасения высказывал министр связи и массовых коммуникаций.

— Запуск MNP — сложная техническая процедура, связанная с закупкой дополнительного оборудования. При этом одновременная закупка оборудования всеми российскими операторами может объективно увеличить срок его производства вендорами. "Мегафон" пока не уверен в наличии технического решения, которое позволит реализовать возможность переносимости мобильных номеров к 1 декабря 2013 г. На внедрение MNP в большинстве стран отводится два-три года. Мы же пытаемся уложиться в считанные месяцы.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments