На российский розничный рынок выходит новый игрок формата "фиксированной цены" – компания "Матрешка". Как стало известно Retailer.RU, первый магазин начнет работу уже в апреле в Москве. Всего компания планирует открыть в 2014 г. три-пять торговых точек площадью 350–700 кв. м — как в торговых центрах, так и в стрит-ритейле. Также в планах на этот год у компании запуск интернет-магазина.
В отличие от других сетей, работающих в данной концепции (Fix Price, "Хорошая цена" и т.д.), "Матрешка" предложит российскому покупателю более широкий ассортимент — в зависимости от площади порядка 2500–4000 SKU. Причем сразу по пяти ценам — 29 руб., 70 руб., 170 руб., 270 руб. и 470 руб. Аналогичную модель за рубежом используют американская Five Below и голландская HEMA.
Как говорится в презентации нового проекта (есть в распоряжении у Retailer.RU), целевая аудитория нового проекта — женщины (75%) и мужчины (25%) от 25 до 55 лет, служащие, рабочие, домохозяйки с доходом 10–80 тыс. руб. в месяц, состоящие в браке и имеющие 1-2 детей.
Ассортимент "Матрешки" будет представлен в шести основных категориях: товары для дома и кухни, бытовая химия, косметика и парфюмерия, средства гигиены, спорт и досуг, одежда. Доля российской продукции составит 20%, импорта из Китая и Индии — 80%. В отличие, к примеру, от Fix Price категории food в магазинах "Матрешка" не будет, как и не будет товаров собственных марок.
Конкурировать с другими представителями рынка "фиксированных цен" "Матрешка" намерена с помощью как ценовых, так и не ценовых факторов.
Самая низкая фиксированная цена будет находиться на уровне 29 руб., тогда как у Fix Price — 38 руб. Кроме того, компания намерена проводить стимулирующие акции формата "Купи два товара по цене одного", "Купи три по цене одного", "Купи четыре по цене одного" .
Особое внимание "Матрешка" уделит оформлению торгового зала (фото-панели, баннеры, WOW плакаты) и созданию атмосферы, способствующей совершению покупок (трансляция звуковых рекламных роликов, музыкальное сопровождение, размещение ТВ-панелей. ароматизация торгового зала).
Компания также предложит своим покупателям программу лояльности "MATRESHKA Club". С ее помощью ритейлер будет информировать покупателей о новинках и спецпредложениях с помощью листовок и каталогов, а так же еженедельной sms и e-mail рассылки.
Старожилы и новички
Самой крупной сеть, работающей в формате "фиксированной цены" в России является Fix Price, появившаяся в 2007 г. в Москве. На конец 2013 г. компания насчитывала 840 точек по всей России. Средняя площадь магазинов составляет 200-300 кв. м, ассортимент — около 2000 наименований товаров.
Успех этого проекта (выручка Fix Price растет в среднем на 85% в год) вдохновляет многих предпринимателей на запуск аналогичного формата. Так, в 2012 г. в Санкт-Петербурге появилась сеть "Хорошая цена". Ритейлер предлагает 1500 SKU в двух ценовых категориях — 35 и 70 руб. Однако за два года работы ритейлеру удалось запустить всего три магазина. Впрочем, эта компания помимо розницы занимается еще оптовыми продажами.
В декабря 2013 г. в Новосибирске был запущен проект "Охапка", продающий все товары по 38 руб. Ассортимент состоит из 3000 наименований и включает как продукты питания и напитки, так и товары для дома и кухни, бижутерию и аксессуары, товары для новорожденных и игры для детей, одежду, товары для животных. Сеть насчитывает уже три торговые точки.
Еще один амбициозный новичок — сеть "Заодно", открывшая первые две точки феврале 2014 г. в подмосковных Химках. Ассортимент магазинов насчитывает 1700 наименований и состоит из продуктов питания, бытовой химии, средств гигиены, косметики и парфюмерии, одежды и прочих товаров для дома. Вся продукция разделена по трем ценовым категориям — 33 руб., 55 руб. и 99 руб.
До конца 2014 г. компания планирует открыть еще 20 магазинов в Москве и области, а со следующего года выйти в регионы, рассказал Retailer.RU директор по развитию проекта Андрей Гладышев, ранее работавший в Fix Price. В числе конкурентных преимуществ своего нового проекта топ-менеджер называет доступность цен, местоположение рядом с домом и атмосферу, располагающую к покупкам.
В Fix Price к конкурентам относятся скептически. Так, ранее, комментируя ситуацию на рынке совладелец Fix Price Сергей Ломакин заявлял, что скопировать бизнес такого масштаба у конкурентов не получится — их, вероятнее всего, ждет банкротство.
Залогом успеха в формате "фиксированной цены" является отлаженная логистика. И пока новички привлекают покупателей яркой обложкой или пытаются сыграть на ценовом демпинге, Fix Price увеличивает свои складские мощности. Так, в 2012 г., компания, работавшая с одного РЦ в Москве, арендовала склад площадью 12 тыс. кв. м в Казани, в 2013 г. — 10,7 тыс. кв. м в Воронеже и 12 тыс. кв. м в Екатеринбурге, а в 2014 г. — 20 тыс. кв. м в Краснодаре.