Небывалый урожай подсолнечника в прошлом году позволил российским маслозаводам на треть увеличить производство растительного масла и побить рекорд по экспорту трехлетней давности. В дальнейшем Россия может продолжить наращивать внутреннее производство за счет новых видов масел и расширять присутствие на мировом рынке. Но для этого потребуются инвестиции в маркетинг.
В 2011 году в России были собраны рекордные урожаи подсолнечника — 9,7 млн т, рапса — 1,1 млн т и сои — 1,8 млн т. Как следствие, отечественные маслоэкстракционные заводы (МЭЗ) произвели в минувшем сезоне (завершился 30 сентября 2012 года) 4,2 млн т растительных масел, что на 1 млн т больше предыдущего рекорда, установленного в 2008/09 году, рассказал РБК daily исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший.
Хотя в текущем году валовой сбор масличных культур снизится по сравнению с прошлым годом, но все равно, вероятно, окажется вторым за всю историю. В частности, подсолнечника, по оценке «Совэкона», в этом году соберут около 7,6 млн т. На этом фоне перерабатывающие заводы снижают закупочные цены. К примеру, с конца сентября и до середины октября семена подсолнечника подешевели на 10%, до 16,9 тыс. руб. за тонну. Растительное масло также подешевело примерно на 12%, но за более продолжительный период — с конца августа по середину октября.
Потенциал снижения еще полностью не выбран, полагает г-н Сизов. Дополнительным негативным фактором для российского рынка является снижение мировых цен на товары масличного комплекса.
Поскольку внутреннее потребление масел близко к стагнации, отечественные компании активизировались на мировом рынке, говорит г-н Сизов. В результате в минувшем сезоне было экспортировано 1,8 млн т масел против предыдущего максимума 1,1 млн т, установленного три года назад.
По словам эксперта, в новом сезоне поставки на мировой рынок, скорее всего, снизятся из-за снижения сборов масличных культур. Но в перспективе весьма вероятны новые экспортные рекорды, несмотря на постепенное ухудшение условий для маслоэкстракционной индустрии в связи с присоединением России к ВТО.
По словам одного из трейдеров, основными рынками сбыта для российского растительного масла являются страны СНГ, Ближнего Востока и некоторые европейские страны. Экспорт бутилированного растительного масла из России будет расти, хотя это требует активной маркетинговой поддержки и значительных инвестиций.
В России есть также возможности по расширению ассортимента продукции за счет новых видов масел, к примеру рыжикового или льняного. Но чтобы увеличивать производство масел, необходимо увеличивать и производство соответствующих культур, а для этого надо проводить серьезную селекционную работу, отмечает один из переработчиков.