Собственные торговые марки стали одним из возможных способов пополнить ассортимент розничных магазинов товарами от российских производителей низкоценового сегмента.Этой возможностью воспользовались даже небольшие сети. Доля СТМ в их обороте не превышает 5%.
Расширить ассортимент продуктами по более низким ценам от отечественных производителей могут не только крупные федеральные сети, но и небольшие местные игроки — члены закупочного союза «Система Т3С». Год назад Союз объявил о начале выпуска товаров под собственными торговыми марками (СТМ) «Союзная марка» и Unimarka. По данным «Т3С», продукты под брендом «Союзная марка» дешевле аналогов в среднем на 10-15%.
За первые три месяца 2010 г. на прилавках столичной сети универсамов АБК появилось более 20 новых продуктов «Союзной марки»: сгущенное молоко, конфеты, шоколад, орешки, консервированные томаты, огурцы, томатная паста, кабачковая икра, лечо и др., а также непродовольственные товары: бумажные салфетки и полотенца, туалетная бумага, батарейки.
«Мы рассматриваем товары группы non-food не только как дополнительный источник выручки, но и как важный инструмент повышения лояльности наших покупателей. Непродовольственные товары обеспечивают порядка 5% оборота сети АБК», — пояснил Владислав Егоров, председатель совета директоров АБК.
На сегодняшний день в ассортименте сети АБК уже более 30 наименований товаров, выпускаемых под «Союзной маркой». Большая часть товаров относится к среднему и нижнему ценовому сегменту. По словам Владислава Егорова, некоторые товары СТМ успешно конкурируют с другими торговыми марками, в том числе с известными брендами. В частности, динамику демонстрируют сокосодержащие напитки и кондитерские изделия. За десять месяцев, с момента появления новых напитков на прилавках АБК в июле 2009 г., объемы реализации этой продукции выросли в несколько раз, и сейчас они обеспечивают более 5% всего оборота в группе товаров «соки и напитки».
При этом ассортимент универсамов АБК в количественном отношении практически не изменился, он составляет около 5 000 наименований. По данным ритейлера, некоторые сокращения в верхнем и среднем ценовом сегменте, вызванные снижением покупательского спроса, были компенсированы расширением предложения в группе недорогих товаров. На сегодняшний день товары нижнего ценового сегмента обеспечивают около 20% оборота АБК, 65% приходится на средний ценовой сегмент и 15% на товары группы премиум.
В ближайшее время сеть АБК планирует включить в свой ассортимент товары и продукты под маркой Unimarka.
Астраханская сеть супермаркетов «Городок» расширина свою товарную матрицу 30 наименованиями food и non-food продукции «Союзная марка».
По словам Евгения Прядилина, начальника коммерческого отдела «Городок», в основном это товары сегмента «средний» и «средний минус». Ассортимент в магазине изменяется в зависимости от категории товара. Доля оборота СТМ «Т3С» в супермаркетах «Городок» за первый квартал 2010 г. составила 1,16%.
Сеть магазинов «О’Кей» в городе Юрга (не имеет отношения к петербургской сети «О’Кей») пополнила свой ассортимент консервами, шоколадом и кофе под брендом «Союзная марка».
«Это продукты эконом-сегмента и статистика по ним показывает увеличение продаж», — говорит Константин Сухарев, коммерческий директор ООО «Стайер РЦ», развивающее сеть «О’Кей» Юрге. Доля оборота «Союзной марки» в общем обороте сети составляет 5%.
Первые продукты СТМ «Т3С» появились в мае 2009 г. Пилотными товарами стали подсолнечное масло и чай в пакетах, затем были выпущены сокосодержащие напитки. На сегодняшний день выпущено более 60 SKU под брендами «Союзная марка» и Unimarka разных ценовых категорий.
Справка:
Сеть универсамов АБК создана в 1997 г. и в настоящее время насчитывает 38 магазинов в Москве и Московской Области.
Сеть магазинов «О’Кей» городе Юрга состоит из 15 магазинов. Годовой оборот сети составляет 650 млн. руб.
Сеть «Городок» начитывает12 магазинов в Астрахзани.
Федеральный закупочный союз «Система «Т3С» создан Союзом независимых сетей России (СНСР) и рядом региональных розничных сетей. В рамках «Т3С» работает 24 сети с общим числом магазинов более 740 и консолидированным торговым оборотом около $1,4 млрд., по итогам 2009 г.