Как стало известно "Ъ", компания Ideas4retail, созданная Александром Мамутом и бывшим совладельцем re:Store Евгением Бутманом, запускает первый собственный розничный проект — магазины товаров для дома Cook House площадью до 400 кв. м. Всего до конца года Ideas4retail хочет открыть до 12 торговых точек в Москве.
Компания Ideas4retail, соучредителями которой являются бизнесмены Александр Мамут и Евгений Бутман, запускает сеть магазинов товаров для дома, рассказали "Ъ" столичные консультанты рынка недвижимости. Сеть получит название Cook House — его придумала сама Ideas4retail, знают собеседники "Ъ". Первый магазин может открыться летом в офисно-торговом центре "Лайт хауз" на Садовом кольце. Магазин займет площадь около 400 кв. м. Всего до конца этого года Ideas4retail намерена открыть до 12 таких магазинов: переговоры об аренде помещений ведутся с торговыми центрами "Метрополис", "Мега" в Химках и "Европейский". Аренда обойдется компании почти в $10 млн, подсчитали в Cushman & Wakefield.
Александр Мамут и Евгений Бутман подтвердили эти планы. Изначально предполагалось, что собственная сеть товаров для дома будет работать в люксовом сегменте, рассказал господин Мамут. Но к моменту запуска решили продавать доступные вещи, в первую очередь все необходимое для кухни: в ассортименте будут представлены посуда, столовые приборы, скатерти, домашние аксессуары и прочее. На территории магазина также разместится "гастрономический театр", который будет проводить кулинарные мастер-классы, добавляет один из брокеров.
Ideas4retail была создана Александром Мамутом и экс-совладельцем магазинов re:Store Евгением Бутманом в ноябре 2011 года для инвестиций в непродуктовый ритейл: партнерам принадлежит в компании 40 и 60% соответственно. Всего в портфеле Ideas4retail должно быть пять розничных проектов — три франчайзинговые сети детских магазинов и две собственные сети. Уже получены лицензии от испанского продавца игрушек Imaginarium, от британских одежных магазинов Mamas & Papas и гипермаркетов игрушек английской марки Hamley’s (первый магазин открывается в мае в "Европейском"). На первом этапе партнеры планировали вложить в развитие $20-25 млн.
По оценке Infoline, оборот розничной торговли товарами DIY & household (do-it-yourself; товары для строительства и дома) в России в 2011 году составил $26,2 млрд, в этом году рынок может вырасти на 16-17%. Крупнейшими игроками в России сейчас являются французская Leroy Merlin (занимает 6,5% рынка), немецкая Obi (4%), французская Castorama (2%), и российские сети "Максидом" (1,7%) и "Петрович" (1,4%). Утварь для дома сейчас можно купить в обычных гипермаркетах или, например, в Ikea, говорит основатель "Метрики" Евгений Лебедев. По его словам, предложений подобных Cook House в чистом виде в России нет, хотя в Западной Европе и Америке магазины этого формата представлены широко.
По подсчетам журнала Forbes, личное состояние Александра Мамута составляет $2,1 млрд (40-е место в списке богатейших людей России в 2012 году). Ему принадлежат 50,1% "Евросети", более 61% акций продуктового ритейлера Spar, примерно 6% новосибирского продуктовой сети "Холидей классик" (через инвесткомпанию A&NN и фонд Russian Retail Growth Fund) и британская сеть книжных магазинов Waterstone’s. Кроме того, бизнесмен владеет около 50% интернет-компании SUP ("Газета.ру", LiveJournal и другие), более 60% издательской группы "Азбука-аттикус" и около 10% "Полиметалла".
Одновременно с запуском новых проектов господин Мамут может выйти из двух текущих: на продажу выставлены доля предпринимателя в "Евросети" и 100% "Холидей классик". О покупке первой договариваются "Мегафон" и "Ростелеком": вся "Евросеть" оценивается в $1,7-1,87 млрд, частично сделку планируется оплатить акциями SUP Media (см. "Ъ" от 27 марта 2012 года). На "Холидей" претендует X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) — компания может стоить примерно $500 млн до вычета долга, который составляет около $200 млн.