Бизнес небольших импортеров и производителей особенно пострадает от необходимости искать российские или азиатские аналоги для закупаемой продукции. РБК узнал у предпринимателей, как повлияет на них эмбарго на поставки продуктов и сырья.

"Каштанофф" отправляется в Турцию

Компания "Каштанофф" больше года занимается розничной продажей жареных каштанов на улицах российских городов: она сама привозит их из провинции Галисия на северо-западе Испании, договор с местной фабрикой на 20 т был заключен прошлой осенью. В мае также был подписан контракт "на несколько миллионов рублей" на поставку более 100 т с крупной итальянской фабрикой. По словам гендиректора фирмы Марии Тимохиной, у итальянцев есть специальная технология шоковой заморозки, которой каштаны подвергаются сразу после сборки и калибровки. За одни новогодние праздники компания продает более 5 т каштанов.

По словам Тимохиной, на переговоры с итальянцами ушло более трех месяцев, и вот теперь — в момент погрузки 10 т — возникла проблема: в список запрещенных к ввозу из Европы продуктов попали орехи. "Каштанофф" придется договариваться с поставщиками — либо из России, либо из Турции, это не станет катастрофой для бизнеса, но сильно замедлит темпы его роста, говорит гендиректор. В России каштаны выращиваются на Кавказе, но в регионе нет культуры сбора, а главное — условий для обработки и хранения плодов: оборудование лишь для нескольких производственных линий обойдется в €150—200 тыс., российские предприятия не пойдут на подобные траты.

"Придется заново налаживать контакты и выстраивать отношения с новыми партнерами. Мы хотели, чтобы россияне имели возможность покупать именно европейские каштаны, — говорит Тимохина. — В Европе леса не подвергаются обработке пестицидами и фунгицидами". Импортировать каштаны из Китая компания не собирается — они стоят дешево, но это говорит об их качестве: "Судите сами: таможня и доставка 1 кг каштанов из Европы обходятся в €6, а китайские каштаны попадают в российские магазины по цене €0,7—0,8".

Сейчас у "Каштанофф" около десятка точек продаж в Москве (например, с августа каштаны стали продаваться в Парке Горького), по франшизе она работает еще в восьми городах, в том числе в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Сочи, ведутся переговоры с партнерами из Казахстана и Белоруссии.

Bakery by Men осталась без пудры

В пекарне Bakery by Men можно заказать готовые кондитерские изделия из традиционного меню, а можно самим создать в онлайн-магазине свой капкейк или торт, выбрав ингредиенты. Большинство продуктов для пекарни закупались за границей: среди запрещенных сегодня и незаменимых — финские сливки Valio, французская миндальная пудра и американский сыр "Филадельфия", рассказывает Григорий Кочетков, основатель Bakery by Men. "Когда пекарня только открывалась, мы прошерстили весь российский рынок в поисках замены, но продуктов подобного качества у нас не производят", — объясняет он.

Самый большой удар придется на медовый торт, полностью сделанный на сметане и сливках Valio, чизкейки и капкейки, в которых есть "Филадельфия", и макаруни с миндальной пудрой. С макаруни придется тяжелее всего, жалуется Кочетков: пудру нужного помола производят только во Франции. Есть и ингредиенты, которые компания привыкла закупать, но сможет безболезненно от них отказаться в пользу отечественных — это мука (раньше французская) и самые разные кондитерские добавки (глянцевый гель, загуститель и прочее).

По словам Кочеткова, запрет на импорт убьет только очень принципиальные компании, которые не готовы отказываться от европейских и американских продуктов: "Мы не паникуем и закрываться не собираемся, будем искать замену в Азии. Раньше мы закупались через дистрибьюторов. У них налаженная сеть поставок, думаю, они уже начали перестраиваться под новые правила".

Уже запрещенные, но еще оставшиеся на складах продукты сильно взлетят в цене, считает он. Их азиатские и российские аналоги по себестоимости дешевле, но конечную стоимость, скорее всего, подтянут под привычную планку. "Если вы покупали литр финских сливок за 400 руб., то будете платить столько же и за российские, пусть и худшего качества. Это классическая схема российского бизнеса", — говорит Кочетков.

У Tutti Frutti молоко убежало

Основное сырье для производителя йогурт-мороженого Tutti Frutti — цельное молоко итальянской Parmalat. Хотя у Parmalat есть производство в России, спрос на отечественное молоко в целом возрастет, считает Владимир Райх, управляющий партнер кафе Tutti Frutti Frozen Yogurt в России. По его мнению, это повлечет рост цен на весь ассортимент молока, некоторые заводы могут совсем встать.

Фрукты — это 25% товарооборота Tutti Frutti. Большая часть фруктов и ягод в кафе попадает через Голландию. Но здесь есть лазейка, считает Райх: запрет распространяется только на товары, которые произведены в странах, поддерживающих санкции против России, импорт же фруктов и ягод из этих стран разрешен. "Например, бразильскую клубнику через Голландию поставить можно, а вот испанскую уже нельзя. Мы можем изменить страну-производителя и сорт голубики или манго, но фрукты из нашего меню не исчезнут, хотя цены неизбежно вырастут", — объясняет он. Издержки сети кафе, по предварительным подсчетам, составят 2—3%, на столько же увеличится себестоимость продукции. Покупателей Tutti Frutti потерять не боится: у конкурентов цены или тоже поползут вверх, или останутся на месте в ущерб качеству.

"Сырному сомелье" нужен редкий вид

Пока пекарни и кафе ищут альтернативных поставщиков, сырный бизнес бьет тревогу. "Я закупаю сыры у поставщиков из Италии, Швейцарии, Франции, Испании, Англии, Голландии и Греции. В полное эмбарго на ввоз сыра из-за границы я не верю. Сырный бизнес это поставит в страшное положение", — говорит Александр Крупецков, основатель сырной лавки "Сырный сомелье".

Сейчас в ассортименте лавки нет ни одного российского сорта сыра. Если нужда заставит Крупецкова торговать отечественным сыром, то только редкими видами. "Говорят, они существуют, ходят такие легенды", — шутит бизнесмен: они будут стоить на порядок дороже европейских, которые привозили в Россию вагонами, ведь штучное производство всегда ценится выше — где-то сидит человек, доит три коровы и сам делает домашний сыр. Возможных будущих партнеров он собирается искать на Кавказе и в Красноярском крае.

Alfa Fruit.Gr не уронит продажи

Компания Alfa Fruit.Gr базируется в греческом городе Скидра и импортирует в Россию сезонные фрукты из Греции на более чем 50 млн руб. в год. Руководитель фирмы Сергей Михачев признает, что объемы продаж его небольшой фирмы сильно зависят от урожая фруктов в Европе. Сейчас у компании сезон поставок персиков, нектаринов и киви — по этим плодам Греция конкурирует с Испанией, Италией, Турцией и Ираном.

Средняя маржинальность импортеров европейских фруктов в Россию — 2—3%, на рынке работает около 3 тыс. крупных и мелких фирм, так что любые проблемы сильно сказываются на бизнесе, отмечает Михачев.

Тем не менее он считает, что его компании удастся найти выход из ситуации. "У нас есть связи с поставщиками из Сербии и Македонии, которые остаются лишь кандидатами в ЕС, — говорит предприниматель. — Мы надеемся, что нам удастся не уронить объемы продаж в этом сезоне".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments