Малый бизнес, занятый в сфере розничной торговли, испытывает в России существенный дефицит стационарных торговых площадей, заявил президент коалиции киоскеров России — руководитель комиссии "Опоры России" по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов в ходе "круглого стола" во вторник в пресс-центре агентства "Интерфакс-Юг" в Ростове-на-Дону.
"Есть в торговле ключевое понятие — количество квадратных метров стационарных торговых площадей на 1 тыс. жителей. Москва с 700 кв. метров, в Ростове ненамного меньше (639 кв. м на 1 тыс. жителей — ИФ). Но это в 3 раза меньше, чем должно быть! "По щелчку" этого построить невозможно. Дефицит площадей связан с высоким входом, поэтому на имеющиеся площади заходят банки, бутики. Поэтому нестационарная торговля в России призвана компенсировать этот самый недостаток", — сказал он.
По словам В.Максимова, в настоящее время в России наметилась тенденция по снижению доли нестационарной розничной торговли, при этом для большинства представителей малого бизнеса, занятых в этой сфере, альтернативы нестационарным площадям нет, а пути решения данной проблемы требуют комплексного подхода как на федеральном, так и на региональном уровнях.
"Есть несколько путей. Во-первых, это предложения по площадям. Это очень важно, пока есть дефицит. Есть тема, с которой нужно осторожно себя вести — это принудительная специализация. На третьем месте, я бы изменил подходы в градостроении: до сих пор строятся первые этажи, где сидят какие-то конторы, которые могли бы сидеть на других этажах. Первый этаж — он под торговлю и службу быта", — сказал он.
В.Максимов также подчеркнул важность проблемы разрешенного ассортиментного ряда для мелкорозничных магазинов, который постепенно сокращается.
"У малого бизнеса постоянно из ассортимента выдергивают какие-то позиции. Ладно, с водкой отдельная тема. Но как только государство говорит — у нас много операторов, давайте их сократим, мы не можем их контролировать — никому не приходит в голову сократить их "сверху" (начиная "сокращения" с крупных ритейлеров — ИФ). При том что во многих европейских и неевропейских странах как раз крупные сети не торгуют сигаретами, спиртным. Этим (занимаются — ИФ) только неспециализированные магазины, малый бизнес. А поводы что-то отобрать у малого бизнеса всегда есть", — сказал он.
"Круглый стол" на тему: "Малый бизнес в розничной торговле: вытеснение или стандартизация?" организован региональным деловым журналом "Эксперт-Юг". Информационное агентство "Интерфакс-Юг" является информационным партнером мероприятия.
Малоформатная розница в Ростовской области может занять ниши, не востребованные крупными сетями — эксперт:
Малый бизнес, работающий в сфере розничной торговли в Ростовской области, может занять ниши, не востребованные крупными сетями, заявила вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светлана Абдулазизова в ходе "круглого стола" во вторник в пресс-центре агентстве "Интерфакс-Юг" в Ростове-на-Дону.
"Доля субъектов малого и среднего бизнеса в розничной торговле снижается и дальше будет снижаться. Это общемировая практика, когда крупноформатная торговля занимает нишу, которую занимал малый бизнес. Но есть другие ниши, которые могут быть использованы малым бизнесом. Сейчас активно внедряется банками стимулирование бизнеса работы по франшизе, торговые объекты могут переходить в сферу бытовых услуг", — сказала она.
По словам С.Абдулазизовой, стабильной работе малого бизнеса в сфере розничной торговли должна способствовать грамотная разработка программ поддержки на уровне региона.
"При формировании поддержки малого бизнеса необходимо ориентироваться на то, чтобы давать возможность диверсификации сферы предпринимательства", — уточнила она.
В свою очередь, как сообщила в ходе "круглого стола" заместитель директора департамента потребительского рынка правительства Ростовской области Наталья Багрянова, малому бизнесу стоит задуматься над более узкой специализацией в сфере розничной торговли продуктами питания.
"Мне думается, что представители малого бизнеса должны все-таки ориентировать свое векторное направление на реализацию той социально значимой группы товаров, которые у нас реализуются непосредственно у дома — внутри дворовых территорий, магазины шаговой доступности", — уточнила она.
Как отметил на "круглом столе" президент коалиции киоскеров России, руководитель комиссии "Опоры России" по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов, Ростовская область и, в частности, Ростов-на-Дону с точки зрения нынешнего состояния малого бизнеса в розничной торговле выглядят более достойно, чем ряд других регионов России.
"Город у вас с точки зрения малого бизнеса живой. В сравнении со средними регионами жизнь есть и она видна невооруженным взглядом", — сказал В.Максимов.
В целом эксперты сошлись во мнении, что в Ростовской области, равно как и других регионах России, наметилась тенденция к снижению доли нестационарных торговых объектов в силу вступления новых требований федерального законодательства.