Летняя засуха продолжает напоминать о себе. После скачков цен на молоко и крупы может подойти очередь для новой категории продуктов: российские производители макарон пообещали, что до весны поднимут цены на свою продукцию. Необходимость такого шага они объясняют ростом цен на зерно и муку. Впрочем, производители зерна не считают рост цен существенным и предупреждают, что если вокруг макарон будет создан напрасный ажиотаж, то через полгода покупателям-паникерам придется их выбрасывать.
«В 1,5 раза подорожает макаронная продукция в ближайшие полгода»,— сказал во вторник 19 октября на пресс-конференции президент «1-ой макаронной компании» Андрей Ковалев. Он напомнил, что в этом году отпускные цены на макароны еще не менялись.
«Главная беда для нас — рост цен на муку»,— объяснил Ковалев. По его словам, запасы старой муки у предприятий уже заканчиваются, а мука нового сезона стоит дороже. Больше всего подорожают макароны из твердых сортов пшеницы, прогнозирует Ковалев.
По итогам этого года выручка у «1-ой макаронной компании» упадет на 15%— до $55 млн с $65 млн по итогам 2009 года, сообщил ее глава. Если в прошлом году рентабельность составляла 10%, то задача производителя в этом году выйти на рентабельность хотя бы 5%, пояснил он.
Хождение по муке
По мнению производителей зерна, повышением цен на их продукцию не может напрямую повлиять на рост цен на макароны. Поскольку кроме сырья, на цену макарон влияют также и другие факторы— например, расходы на производство, плата за доставку продукции в зависимости от вида транспорта, НДС и т.п.
«Доля зерна в ценообразовании на макароны не столь существенна, чтобы она могла так резко повлиять на ситуацию»,— сказал GZT.RU вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут. По его словам, она составляет около 30%. Поэтому если цены на зерно вырастут, к примеру, на треть— с нынешних 6 рублей до 9 рублей за килограмм, то мука подорожает всего на 1 рубль. В макаронных изделиях мука составляет 90–95%, поэтому повышение цен на нее приведет к удорожанию макарон не больше, чем на тот же рубль, пояснил Корбут.
По данным производителей зерна, полгода назад цена на зерно была почти в два раза ниже – на уровне 3,5 рублей, напоминает Корбут. Но еще раньше, в 2008 г. она доходила до 9 рублей. «Когда в кризис цены на зерно упали до 3,5 рублей, разве упали в рознице цены на макароны?»,— задается риторическим вопросом вице-президент РЗС.
Кто паникует, тот выбрасывает деньги
Цены на муку начали расти только в самое последнее время, тогда как с начала августа— после ограничения экспорта— они упали довольно существенно, напоминает Александр Корбут. Нынешний же рост, по его словам— обычное сезонное явление. К примеру, в Черноземье оптовые цены производителей выросли на 70 рублей за тонну до 10257 руб. А цены на муку и вовсе стагнируют, уверяет Корбут. «Это большая беда для мукомолов, потому что у них нет инвестиционных ресурсов для развития»,— считает он.
По прогнозам руководителя РЗС, цены на муку будут расти, но плавно, вслед за ценами на зерно. «Рост будет очень умеренным,— говорит Корбут.— Потому что хотя в результате засухи валовое производство зерна и упало, но суммарные ресурсы зерна в стране достаточны, тем более что правительство частично субсидирует перевозки зерна, и цена для потребителя становится ниже». Поэтому никакого активного роста быть не должно, и оснований для паники нет. «Не дай бог, если кто-то начнет закупать макароны впрок,— опасается эксперт.— Тогда через полгода у нас резко увеличится объем выброшенных продуктов— не все ведь смогут обеспечить нужные условия хранения».
Кто «подвинется»?
Впрочем, с Нового года можно ожидать роста тарифов на электроэнергию, а также изменения налогообложения на топливо, в результате чего оно подорожает. Все это скажется на ценах на продукты, и в конечном итоге будет расплачиваться потребитель, отмечает эксперт.
Цены на муку повысились в разы, поэтому роста цен на макаронные изделия также не избежать, уверена эксперт департамента оценки «2К Аудит— Деловые консультации» / Morison International Ирина Воробьева.. Последствия засухи и рост цен на продукты мы можем наблюдать практически до следующего урожая. Будет продолжаться и рост цен на картофель. Российский рынок не изолирован от мирового, цены на продовольствие растут везде, поэтому даже импорт не гарантирует нам ощутимого снижения цен.
По данным Росстата, в 2009 г. в розничной цене на макаронные изделия доля оптовой и розничной торговли составляла 48%. По мнению производителей, это означает, что снижать наценку должен будет ритейл. «Если цены будут расти, то есть, кому „подвинуться“, и не нужно решать все вопросы за счет кроме крестьян»,— говорит Корбут.
Опрошенные GZT.RU ритейлеры оказались не готовы комментировать ситуацию, но в частной беседе сообщили, что закупщики пока не получали сигналов о грядущем повышении цен от поставщиков макарон. Не готовы они говорить и о том, придется ли им удерживать цены на макароны, в случае их удорожания, на прежнем уровне.
ФАС не собьет рост цен
Нередко на заявления о грядущем повышении цен на товары, исходящих из уст производителей, негативно реагирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). К примеру, в 2006 г., когда президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша спрогнозировал рост цен на бензин, глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что подобные публичные заявления относятся к «противоправным мерам» и провоцируют ажиотаж на рынке нефтепродуктов.
В ФАС пока не ответили на вопрос GZT.RU, будет ли ведомство аналогичным образом реагировать на заявления о грядущем повышении цен на макароны. Между тем, регулятор не раз грозил жесткими санкциями тем предприятиям пищевой промышленности, которые, по его мнению, необоснованно повышают цены под предлогом убытков от засухи. В частности, в августе сообщалось, что Кемеровским УФАС доказан факт необоснованного повышения отпускных цен «Гурьевским хлебокомбинатом» на пшеничный хлеб 1 сорта. На предприятие был наложен оборотный штраф, который может составить до 15% от годового оборота компании. Однако в большинстве случаев ведомству не удается доказать факт ценового сговора.
ФАС будет мониторить ситуацию на продовольственном рынке, выявлять случаи ценового сговора и наказывать виновных, однако существенно повлиять на ценовую конъюнктуру не сможет, говорит Ирина Воробьева из «2К Аудит». По ее словам, регулярные мониторинги и консультации производителей с государственными органами позволят немного снизить темпы роста цен. А такие меры, как отмена пошлин на импорт продуктов, субсидирование производителей, отмена барьеров, препятствующих перетоку продуктов из одного региона в другой, и т.д. также могут только сгладить продуктовую инфляцию, но не остановить ее.
Справка:
ЗАО «1-ая макаронная компания»
Управляет тремя фабриками: ОАО «Экстра М» в Москве, ОАО «1-ая Петербургская макаронная фабрика» и ОАО «САОМИ» в Смоленске. Группа производит макаронные изделия под торговыми марками «Экстра-М», «Знатные», «Семейный обед», «Саоми» и «1ПМФ».