Сергей Галицкий, глава и основной владелец крупнейшего в РФ ритейлера Магнит, капитализация которого в понедельник достигла $30 миллиардов, впервые ожидает в 2014 году положительный денежный поток при двухмиллиардных расходах на расширение сети, но предупреждает, что, достигнув зрелости, его бизнес будет расти не так стремительно.

Рост показателей Магнита в 2014 году обещает быть менее агрессивным: предварительный прогноз роста выручки составляет "оптимистично" 25 процентов против ожидаемых 27-30 процентов в текущем году, сказал в интервью Рейтер Галицкий, который теперь выглядит более уравновешенным и философски настроенным, чем при беседе годом ранее.

По итогам первого квартала 2013 года Магнит вырвал первенство у сети Х5 по объему выручки и с тех пор уверенно лидирует на российском рынке.

"Прошло 8 месяцев 2013 года, и у нас больше (чем на) 30 процентов выручка растет. Если ничего не случится драматического, мы идем ближе к верхней границе".

О прогнозах рентабельности по EBITDA, которая в первом полугодии составила 10,11 процента (у ближайшего конкурента X5 6,9 процента), а за год может дотянуть до 9,7-10 процентов, Галицкий также предпочитает говорить сдержанно.

"Вряд ли она (в 2014 году) станет выше, но вряд ли мы на 2 пункта свалимся".

"Закупочные условия не могут улучшаться до бесконечности, и оптимизация процессов бизнесов тоже. У нас есть что мы можем улучшить. Это уже сложные инструменты, но мы видим, что они дадут эффект на уровне себестоимости".

Рост без мании

"У нас нет мании роста", — говорит Галицкий, уже не первый год открывающий по три магазина Магнит в день.

"В этом году мы откроем 1.000-1.200 продуктовых магазинов, 60 гипермаркетов. По косметическим магазинам мы план недовыполним, но у нас высокий оптимизм и на следующий год 350 магазинов откроем. По магазинам у дома, мы думаем, что планку 1.000 мы возьмем опять".

Общее число торговых точек у сети по данным на начало сентября составляло 7.555 магазинов.

"По тому, что будет двигать наши дальнейшие продажи, наверное, компактные гипермаркеты у нас в приоритете. Чуть меньше верим в большие "коробки". Но определить планы по открытиям (гипермаркетов) сложнее, каждый объект индивидуален, когда ты говоришь о 1.000 (магазинов у дома), там может быть плюс-минус 50-100, а тут (их) всего 50-100. По гипермаркетам более точный прогноз мы в декабре сможем дать".

"Нам нужна рентабельность. Если мы видим, что рост пойдет в ущерб, мы не будем расти. Самое важное — сохранить здоровую, прибыльную компанию, которая бы понимала, что делает".

"За последний год мы сильно выросли. Такого роста (дальше) ожидать сложно. И мы ничего нового делать не будем. Мы будем столько же стараться работать. Мы просим инвесторов, чтобы они нас начинали оценивать как компанию зрелую, которая, может быть, уже не может совершать каких-то фантастических прорывов, но мы хотим для них быть надежной инвестицией. Может быть, немножко как облигации. Будем расти, но уже не так. На наших объемах совершать подвиги уже очень сложно".

"Но они (инвесторы) должны видеть при нашей зрелости нашу агрессию. Я сам персонально, может, чуть менее агрессивным становлюсь, но те ребята, которых я беру, очень агрессивны", — добавляет основатель Магнита.

"Мы планируем на следующий год $1,8-2,0 миллиарда "капекс" сохранить. Пока рынок позволяет инвестировать столько. Рынок прекратит позволять — придумаем что-нибудь новое, у нас есть идеи, но если что — будем дивиденды распределять. Инвесторы вряд ли расстроятся на эту тему".

Галицкий отмечает, что даже при таких инвестициях Магнит подходит к положительному денежному потоку.

"По первому полугодию мы профинансировали свой рост полностью потоком, нам не потребовалось новых займов. Можно предположить, что на следующий год поток будет положительный первый раз за всю историю. И в этом году был бы почти положительным, если бы мы не заплатили дивиденды".

Как на войне

"Мы все время говорили, что рынок не очень конкурентен, но с января 2013 года мы можем спокойно сказать, что рынок абсолютно конкурентен и нет нигде места, где ты бы мог спокойно работать. Везде идет война, по всем направлениям", — говорит Галицкий, по подсчетам которого в будущем году у 10 процентов магазинов Магнит появится по дополнительному конкуренту.

"Рынок со временем придет к тому, что останутся только сильные игроки. И нужно быть к этому готовым".

В Москве у Магнита работает более 80 магазинов, и он готов к тяжелой борьбе за долю рынка.

"Мы довольны скоростью захода в Москву. Результатами будем ли довольны или нет, посмотрим через год-два. Некоторые только отрытые магазины даже закрываем, то есть мы учимся, но у нас уже какая-то критическая масса магазинов в Москве растет. Пока у нас коленки не дрожат. В супермаркеты не пойдем, это не наш формат, будем оставаться в формате магазинов у дома".

"В Западной Сибири мы вошли в Омск. Готовимся заходить в Центральную Сибирь, но там не будет просто, там хороший конкурентный рынок".

Магнит, ориентированный на органический рост и исторически совершавший лишь незначительные покупки, рассматривает возможность приобретения сетей по "справедливой цене".

"Если кто-то рассмотрит, наконец, вариант продать по честной цене — мы сразу купим. Я считаю, что нам все сети интересны, это всегда вопрос цены. Периодически получаем предложения, рассматриваем".

При этом за пределы России, например на Украину или в Казахстан, Галицкий не собирается.

"Мы не пойдем (за пределы России). И, учитывая этот современный динамично-политический мир, и правильно делаем. То у нас с одной страной холодные отношения, то с другой, то наш коммерсант поедет в одну страну и его "закроют", то еще что-нибудь случится. Зачем нам это надо? Жизнь одна, у нас хватает возможностей инвестировать в Россию. Я там не понимаю ни законов, ни правил, и это уже не мое".

Под контролем

Магнит провел IPO в 2006 году в Лондоне по цене $27 за бумагу, с тех пор она выросла на более чем 130 процентов. Сейчас в свободном обращении находится около 54 процентов акций.

Галицкий считает, что нет необходимости предлагать рынку дополнительные бумаги Магнита.

"На рынке наших бумаг на $15 миллиардов: торгуй — не хочу. И деньги дополнительные нам пока не нужны: долг к EBITDA у нас — единица".

Сам Галицкий постарается удержаться в ближайшем будущем от продажи своих бумаг.

"Думаю, сейчас, когда у меня 42 процента, а с менеджерами и людьми, которые мне доверяют, я почти контролирую 50 процентов, инвесторам самим не хочется, чтобы я уменьшал пакет. Для них это показатель надежности: я рискую больше, чем они, если плохо начинаю работать".

"Если мне деньги какие-то нужны будут — мы распределяем неплохие дивиденды. Если мне не будет хватать (у меня большие затраты на строительство стадиона, другие проекты), то, может быть, я буду продавать бумаги, но постараюсь удержаться от этого".

"Я хочу контролировать компанию. Чем больше капитализация, тем порог контроля ниже. При $30 миллиардах, чтобы скупить достаточно большой пакет, вы загоните цену туда, где Макар телят не пас, то есть там будет очень высоко. И поэтому мы можем говорить о том, что если капитализация дальше будет расти, то планка контроля будет снижаться".

Идеала не существует

"Мы понимаем, что последние пять лет находимся на пике своей капитализации. Инвесторы оценивают нас по невозможным коэффициентам. Мы это ценим. Поэтому я еду в road show на 10 дней. Каждый день по 7-8 встреч. Первые три дня смешно, а потом на 6-7 день уже умираешь. Но сколько инвесторы для нас делают! Они нам доверяют, и это позволяет нам привлекать деньги дешево и испытывать чувство уверенности. Над нами смеялись, что мы провинциалы, а теперь уже статически относятся к тому, что мы компания с $30-миллиардной капитализацией. Инвесторы позволяют нам понять, что мы очень серьезные парни".

При этом высокую оценку рынком Магнита, который по расчетам Credit Suisse на 2013 год торгуется по мультипликатору EV/EBITDA 18,5, Галицкий объясняет не только достижениями компании, но и ограниченным предложением на рынке бумаг.

"Сектор частных бумаг — очень маленький, поэтому у инвесторов мало возможностей. Мы говорим инвесторам: поспокойней, ребята, мы лучше эволюционно будем расти, мы не хотим прыжков безумных, но у них выбора, наверное, мало, они с удовольствием бы сами не платили дорого за компанию".

"Но давайте ждать (новых размещений — Tinkoff Credit Systems, Лента, медицинские компании). У меня к ним одна просьба, чтобы те, кто выходят, дальше не портили российский рынок. Они должны иметь чувство ответственности, потому что когда они начинают говорить одно, делать другое, инвесторы имеют негатив общий к стране по инвестициям".

"У нас недостатков вагон и маленькая тележка. Я все время говорю, Боже мой, как нам повезло, что у нас конкуренты слабые, иначе нам конец пришел бы. Потому что когда ты себя изнутри знаешь, знаешь, сколько ты вещей делаешь некачественно. И удивляешься, что ты при этом еще и лидер рынка. И это еще раз подтверждает, что все — обычные люди со своими недостатками. Идеала не существует".

Галицкий добавляет, что продолжает менять менеджмент, так как "компания быстрее развивается, чем мы это осознаем, и часть менеджеров не выдерживает бега".

"Мы сейчас работаем над маркетингом. Это как было нашей слабой историей, так и остается. Недавно поменяли менеджмент в косметическом блоке — где-то полгода назад, сейчас мы довольны тем, что там происходит. Также по IT мы ищем возможности усиления этого блока".

На сверхскоростях

Глава Магнита признается, что хотел бы довести долю Магнита на рынке ритейла с существующих 6 до разрешенных ФАС 25 процентов, но считает это маловероятным.

"Я о доле не думаю, потому как не знаю, сколько мне еще (предстоит) активной деятельности. Лет 10-15. До 60-65 (лет), потом люди уже не могут в таком темпе работать. Есть два вида автомобилей, одни медленно ездят, другие на сверхскоростях. По-моему, в "Формуле-1" они меняют все запчасти каждую гонку, и человек не может жить в таком режиме постоянно. Это очень тяжело. Но если такими темпами будем расти, то еще возможности для творчества очень большие остаются".

Галицкий уверен, что в случае его ухода от оперативного управления Магнитом компания не сможет работать так же.

"Я уже 20 раз пробовал — как только отходишь (от операционного управления) — и с приездом! Если ты уходишь и ничего не меняется, то ты ноль. Тебя нету. Ты бумага на просвет. Конечно, будет хуже, если я уйду. Я хочу в это верить".

"Вот вы спрашиваете, где я нахожу мотивацию. Где находит композитор состоявшийся мотивацию писать новые песни? Нигде он ее не находит. Это его жизнь. Это для него органично. Вот для меня война в ритейле — это органично. Я каждое утро просыпаюсь, у меня куча проблем, и мы на войне, и дым коромыслом, и вперед в атаку, и побежали. И это для меня важно. И не нужна мотивация… Предприниматель всегда лезет, получает, отваливает, снова лезет".

"Самое большое, что я в жизни сделал, это построил такую компанию. Я этим горжусь, это удивительно. Я до сих пор не верю, что у меня такое получилось, потому что я так же, как вы, не понимаю, как можно три магазина в день открывать".

"Мы из провинции выросли, и я очень горжусь теми парнями, с которыми мы это сделали. Время, которое я с ними провел, было лучшее в моей жизни. Но мы же не постскриптум пишем. Мы в середине пути. Наши амбиции выше сейчас даже, чем были. Сил меньше стало, но амбиций больше".

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments