Головная компания крупнейшей в России сети магазинов “Магнит” числится малым предприятием, хотя выручка ритейлора уже приблизилась к $2 млрд. Эксперты объясняют, что российское законодательство классифицирует малый бизнес по числу сотрудников и составу акционеров. Поэтому во главе многих крупных холдингов оказываются субъекты малого предпринимательства.

Летом ОАО “Магнит” планирует продать часть акций на Лондонской фондовой бирже (LSE), и поэтому около года назад бизнес торговой сети был реструктурирован. Имущество сети сконцентрировалось в ЗАО “Магнит”, а в январе оно преобразовалось в ОАО и получило статус холдинговой компании группы. Но, как оказалось, эта компания числится малым предприятием.

В проспекте ценных бумаг ОАО “Магнит”, опубликованном в марте, указано, что последние два года компания относилась к субъектам малого предпринимательства (СМП) в соответствии с ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства” № 88-ФЗ от 14.06.1995. Топ-менеджер “Тандера” вчера подтвердил “Ведомостям”, что по формальным признакам “Магнит” и сейчас относится к малым предприятиям.

По закону № 88-ФЗ под СМП понимаются коммерческие организации, средняя численность работников в которых не более 30 человек (для сферы розничной торговли). А среди его владельцев не должно быть государства и субъектов Федерации, общественных организаций и предприятий, не являющихся малыми, с долей более 25%. Ограничений по выручке или площади магазинов в законе нет. Такие ограничения описаны только в Налоговом кодексе, в частях, регламентирующих взимание единого налога на вмененный доход и упрощенную систему учета (доход от реализации по итогам девяти месяцев не должен превышать 11 млн руб., а торговая площадь магазинов — 150 кв. м).

“Эта ситуация [когда фирма, возглавляющая бизнес с оборотом около $2 млрд, относится к малому предпринимательству] отражает реалии нашего законодательства, — говорит руководитель налогового комитета «ОПОРы России» Александр Паперно. — Действительно, понятие малого бизнеса у нас четко не описано. Нужна сегментация по выручке, активам. Но с другой стороны, явных налоговых преференций статус СМП не дает, так как Налоговый кодекс содержит дополнительные ограничения”. “Налоги все равно платятся со всех доходов. Пусть не головной компанией, но ее дочерними структурами”, — соглашается Андрей Насонов, зампред координационного совета профсоюза предпринимателей “Лига свободы”. По его мнению, формальный статус малого предприятия никакой выгоды не дает.

В “Магните” согласны с экспертами. По словам топ-менеджера сети, статус малого предприятия “Магнит” получил автоматически, не стремясь к этому. “Мы только начали формировать структуру, — объясняет менеджер. — Со временем ОАО «Магнит», возможно, станет, как и другие аналогичные российские предприятия, вполне полноценной управляющей компанией с большим штатом сотрудников и тогда вряд ли будет числиться малым предприятием”. “Звучит, конечно, курьезно, если главную компанию бизнеса стоимостью в несколько миллиардов долларов называют малым предприятием”, — считает юрист “Патэрсона”. Но это довольно распространенное явление, полагает Паперно, поскольку штат таких компаний обычно невелик. Например, в ОАО “Русский алюминий” официально значится только один сотрудник — Александр Булыгин, президент “Русала”. А в ООО “Проф-Медиа Менеджмент”, головной компании крупного медиахолдинга “Проф-Медиа”, работает не больше 40 человек. Однако зачастую такие компании не попадают в малые предприятия из-за акционеров — когда свыше 25% принадлежит офшорам. По словам руководителя пресс-службы “Русского алюминия” Веры Курочкиной, более 25% ОАО “Русский алюминий” принадлежит юрлицам, не являющимся СМП, поэтому “Русал” отношения к малому бизнесу не имеет. Представители “Интерроса”, “Северсталь-групп”, а также источник, близкий к “Базовому элементу”, утверждают, что в головных компаниях этих холдингов трудятся более 100 человек.

Справка:

В сеть “Магнит” на начало 2006 г. входило 1505 магазинов в РФ. Имущество сети сосредоточено в ОАО “Магнит”, а торговыми операциями и финансами сети управляет его дочерняя компания – ЗАО “Тандер”. Валовая выручка в 2005 г. – $1,81 млрд. Основные владельцы сети – ее основатель Сергей Галицкий (около 66%), предправления банка “Система” Алексей Богачев (22,5%), замгендиректора “Тандера” (компания – оператор сети) Владимир Гордейчук (5,5%), менеджмент сети (5%).

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments