В 2006 году компания отойдет от концепции стремительного расширения сети и займется повышением рентабельности.
Розничная сеть «Магнит» в Саратове открыла 30 декабря 2005 года сегодня свой полуторатысячный магазин. На этом стремительные темпы расширения сети заканчиваются, и «Магнит» начнет повышать эффективность работы своих магазинов, что должно увеличить его привлекательность для инвесторов. Одновременно в этом году завершается реструктуризация компании, которая готовится к первичному размещению акций. Оптимизация необходима «Магниту» еще и потому, что его целевая аудитория со временем будет неминуемо сужаться и без изменения подхода к ведению бизнеса компания может так и остаться не только самой крупной, но и самой нерентабельной сетью в стране.
Торговая сеть «Магнит», принадлежащая краснодарской группе компаний «Тандер», работает в формате «жесткого» дискаунтера. Сеть занимает первое место в России по числу магазинов – 1500 на 30 декабря 2005 г. Магазины сети расположены преимущественно в регионах: в Москве их только семь, в Санкт-Петербурге – шестнадцать. «Магнит» уже несколько лет поражает рынок темпами роста своей сети. Сконцентрироваться на рознице «Тандер» решил в 2000 г., и за пять лет из нескольких магазинов сеть выросла до полутора тысяч. Столь быстрые темпы развития стали возможны благодаря минимальным вложениям в каждую точку: площади магазинов невелики (200-400 кв. м), 85% площадей арендуются, а также проводится жесткая ценовая политика – как в работе с поставщиками, так и розничный демпинг. Оборот розничной сети в 2004 г. составил 848,4 млн долл., в этом году ожидается рост порядка 85%. Рентабельность по EBITDA, по оценке ИК «Тройка Диалог», составила порядка 2,5% – это самый низкий показатель среди крупных розничных компаний.
О том, что сегодня открывается полуторатысячный «Магнит», RBC daily сообщили в московском офисе краснодарского «Тандера». При этом рассказать о дальнейших планах по расширению сети отказались. Очевидно, компания, которая встала на путь построения открытой структуры, еще не совсем созрела для общения с прессой. Однако из инвестиционного меморандума «Магнита», подготовленного ИК «Тройка Диалог», ясно, что 2005 год стал последним годом экстенсивного развития сети. Если в этом году количество магазинов выросло примерно на 50%, то в следующем уже прогнозируется снижение темпов роста примерно на две трети. «Вероятно, в ближайшие годы «Магнит» из фазы быстрого расширения перейдет в фазу устойчивого развития. Годовой рост выручки, который в 2005 г., как ожидается, составит 86%, к 2008 году может замедлиться до 21%», – отмечают в «Тройке Диалог».
Весной «Магнит» заявил о планируемом первичном размещении акций в 2006 г. Достаточно неожиданное заявление со стороны одной из наиболее закрытых на рынке компаний. Эта закрытость может объясняться в том числе и особенностями управленческой структуры «Магнита», не позволяющими сконцентрировать объективную информацию о сети в одних руках. «»Магнит» – уникальное явление, с ним можно сравнить разве что «Евросеть»: это до безобразия «плоская» структура управления, отсутствие жесткой иерархии. К тому же формат магазинов сети не подходит ни под одну крупную западную компанию. Хотя нельзя не отметить, что логистика у «Магнита» на очень высоком уровне», – отмечает директор по развитию компании BBPG Consulting Алексей Тихомиров.
Аналитики дают неоднозначные оценки перспектив «Магнита»: с одной стороны, это внушающая уважение крупная структура, с другой – ее рентабельность слишком низкая. Аналитики «Тройки Диалог», которая готовила для «Магнита» облигационный заем, оценивают рентабельность компании по EBIDTA всего в 2,5%. «Эффективность компании, в числе прочего, определяется показателями выручки на квадратный метр торговой площади. Выручка у «Магнита» составляет около 3,5 тыс. долл. на 1 кв. м. Это меньше, чем у ее конкурента «Пятерочки» (около 5 тыс. долл. на 1 кв. м)», – отмечает аналитик брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова.
В «Тройке Диалог» считают, что рост доходов населения и постепенный отказ от демпинга, к которому «Магнит» прибегает при выходе на региональные рынки, позволит повысить рентабельность в 2006-2008 гг. до 4-5%. По мнению Алексея Тихомирова, обороты компании могут привлечь к «Магниту» внимание портфельных инвесторов в ходе IPO, но продать торговую сеть целиком вряд ли возможно. «Российскому бизнесу такую покупку, как «Магнит», не потянуть, а западных игроков пугает его непонятная структура», – отмечает он. Наталья Мильчакова согласна, что вряд ли какая-нибудь из западных сетей захочет купить «Магнит». Она отмечает, что при первичном размещении компания может оценить себя с небольшим дисконтом по отношению к той же «Пятерочке». «Разместиться с премией будет сложно, тем более что после небольшого информационного скандала с «Пятерочкой» инвесторы стали настороженно относиться к акциям российских ритейлеров», – добавляет она.