Розничный бизнес не на шутку увлек владельца агрофирмы “Белая дача” Виктора Семенова: в следующем году компания собирается открыть крупнейший в России центр по продаже товаров для сада и огорода. Кроме растений и инвентаря в новом магазине будут продавать котят, щенков, новозеландский мед и варенье из лепестков роз.
В прошлом году “Белая дача” создала совместное предприятие со шведской ИКЕА. На земле агрофермы уже открылся магазин ИКЕА, а осенью этого года планируется открытие торгово-развлекательного молла “Мега”. Но на этом владелец “Белой дачи” останавливаться не намерен. В феврале 2007 г. рядом с “ИКЕА — Белая дача” планируется открыть садовый центр, который будет расположен на участке площадью 2 га. Об этом “Ведомостям” рассказал сам Семенов. На площади 9500 кв. м (из них 8000 — закрытая, 1500 — открытая) Семенов собирается продавать 30 000-35 000 наименований товаров для сада. Кроме саженцев, цветов и прочих традиционных дачных продуктов в магазине будут продаваться редкие растения, а также расположится крупнейший в России зоомагазин. “Сейчас до половины продаж всех цветов и растений приходится на примитивные палатки, а у нас будет представлена продукция уровня выше среднего и премиум-класса”, — утверждает Семенов. Кроме того, в садовом центре будет магазин экологически чистых продуктов питания вроде меда из Новой Зеландии и кафе-бар, в меню которого будут блюда с цветами, добавляет он. “Белая дача” планирует продавать там собственную рассаду и газоны из Подмосковного и Калининградского питомников и уже ищет поставщиков остальных товаров.
В строительство и открытие магазина “Белая дача” собирается вложить до $12 млн. Единственным владельцем станет сама компания, но в проекте, по словам Семенова, участвует крупнейший французский консультант по строительству садовых центров — компания Marchegay и ее российский партнер, компания “Тепличные технологии”. Стефан Верюн, региональный менеджер по продажам Marchegay, подтвердил “Ведомостям”, что его компания разработала концепцию комплекса, проектирует и строит его. В проекте Marchegay, по его словам, действительно участвует через своего российского партнера — “Тепличные технологии”. А по словам представителя “Тепличных технологий”, его компания выиграла тендер и будет генеральным подрядчиком строительства.
Оборот российского рынка DIY (do it yourself, “сделай сам”; к этому же формату торговли относятся и садовые центры) в прошлом году в UFG оценили в $8 млрд. Это сравнимо с продажами косметики ($10 млрд) и бытовой электроники ($12 млрд), замечает аналитик UFG Алексей Кривошапко. А по данным Цветочного бюро Нидерландов (ассоциация экспортеров голландских цветов, горшечных растений и рассады), только голландской цветочной рассады в прошлом году в Россию было экспортировано на 105 млн евро ($124 млн). “Пока этот рынок не очень организован, и большая часть продаж приходится на лотки. Но ожидать, что оборот будет расти на 18-20% в год, вполне можно”, — считает Кривошапко. Семенов говорит о ежегодном росте на 30% в среднем по России и чуть меньшем — в Москве.
Семенов считает, что его садовый центр будет крупнейшим в России. “Я не думаю, что кто-то до сих пор открывал подобные магазины с таким большим ассортиментом”, — подтверждает гендиректор сети магазинов “Хоум центр” Игорь Марьяш. Заявленную площадь он называет достаточно крупной для формата DIY, а участие в проекте Marchegay — “залогом успеха на уровне технологий”.
Кривошапко отмечает, что продажи садовых товаров имеют ярко выраженную сезонность: основные продажи приходятся на весну и лето. А Марьяш добавляет, что “непонятно, готов ли российский потребитель ехать за всеми этими товарами в одно место”.
Магазин “Белой дачи” расположится прямо напротив рынка “Садовод” — крупнейшего специализированного рынка в Московском регионе. На территории “Садовода” находится и Птичий рынок, перенесенный туда с Таганки. “Садовый центр «Белой дачи» будет для них прямым конкурентом”, — замечает гендиректор консалтинговой компании “Магазин магазинов” Анна Ширяева. Перспективы магазинов товаров для сада связаны как раз с постепенным угасанием таких специализированных рынков, продолжает она. Уже сейчас магазины DIY платят за аренду торговых площадей дороже, чем супермаркеты и гипермаркеты. “Как правило, арендная плата зависит от доходности торговли, и раз они платят дороже — получается, что это более доходный бизнес”, — говорит Ширяева.
Справка “Ведомостей”:
Бизнес группы компаний “Белая дача” включает три направления: производство свежих овощей, озеленение/ландшафтный дизайн и коммерческая недвижимость. Среди девелоперских проектов группы – логистический терминал площадью 110 000 кв. м и торгово-развлекательный комплекс “ИКЕА – Белая дача” площадью 240 000 кв. м. Их общая инвестиционная стоимость приближается к $400 млн. Оборот компании в 2004 г. – $57 млн, а, по предварительным данным, в 2005 г. он превысит $120 млн.