7 февраля французская торговая сеть Auchan устраивает смотрины на уральской земле. Приглашаются почти что все желающие. Топ-менеджерам уральских предприятий придется встать с петухами, чтобы подоспеть на встречу, поскольку французы хотят лицезреть их в 9.00 в Доме Актера. А ведь кому-то придется ехать из Верхней Пышмы и других отдаленных «окрестностей» Екатеринбурга. Может быть, именно по этим соображением первопроходчики из «Ашана» не позвали производителей из области. Хотя, появились уже и другие версии. В общем, вокруг встречи уже несколько недель назад возникла интрига…
Февральские тезисы
Какой «месседж» хотят донести 7 февраля русские представители французских ритейлеров до уральских молочников, пекарей и мясников – пока не известно. Но многих уже «подкупило» само отношение. Пригласили заранее, разослали «вежливые» письма по факсу и электронной почте, продублировали информацию по телефону, в общем, повернулись лицом к екатеринбургским заводчикам.
А многие наши производители уже и тому рады. Стоит только вспомнить фееричный «заход» «METRO», чтобы понять, почему элементарные правила деловой этики становятся для екатеринбуржцев какой-то диковинкой. «Немцы сначала договорились по блату с местными чиновниками, потом построились, потом пропиарились, а потом уже пошли к нам, подразумевая, что мы автоматом согласимся на все их условия. Потому что они – мировой бренд. Куда нам в лаптях за паравозом», — поделился с JM эмоциями руководитель одного из свердловских молокозаводов.
То, что было дальше, вошло, наверно, уже в анналы истории уральской истории. «METRO», почти как несколькими годами ранее «Пятерочке», был объявлен негласный бойкот. Несмотря на то, что чиновники, с которыми у немцев были договоренности, пытались использовать административный ресурс. Закончилось все грустно… Осенью после специального совещания, целью которого было помирить «METRO» с местными производителями, даже свердловский министр сельского хозяйства Сергей Чемезов стал больше симпатизировать последним. Даже спустя несколько месяцев после совещания он продолжал делать следующие заявления: «К нам уже пришло «METRO», скоро придет «Ашан», ничего в этом нет такого. Пока они будут заявлять, что вот у нас американские технологии, нам нужны какие-то особенные условия, у них не будет лучших товаров местных производителей. Вы пройдите по «Metro» и посмотрите, есть ли у них лучшие продукты наших местных товаропроизводителей? Вы увидите, что их там нет», — заявил министр JM.
Только вот, похоже, Auсhan пока не спешит повторять ошибки своих немецких коллег. Пока что, им удалось заинтересовать екатеринбургских производителей и даже более того, удалось настроить их положительно.
«Мы получили приглашение от Auсhan на встречу 7 февраля. Обязательно сходим. Интересно послушать, что они предложат, какие у них идеи. «METRO», например, не захотело с нами общаться. Около года назад мы посылали коммерческое предложение «Гросмарту» — ответа не последовало. Надеемся, что с Auсhan удастся договориться о чем-то конструктивном. Мы входим в тройку крупнейших свердловских молокозаводов, нам интересны новые рынки», — заявил JM замдиректора Верхнепышминского молокозавода Владимир Коршунков. Своего коллегу поддержал гендиректор компании «Молочный Кит» Денис Шмыков, сообщивший, что он собирается на встречу с французами, заинтересован в сотрудничестве.
В свою очередь руководитель службы по маркетингу и рекламе «Екатеринбургского мясокомбината» Сергей Воробьев сообщил корреспонденту JM, что «сеть супермаркетов «Aushan», которые собираются покорять уральскую землю, предполагает работать 8 лет без прибыли, чтобы занять свое место на уральском рынке. Такую позицию «Auchan»занял из желания не делать тех ошибок, которые совершила по приходу на уральский рынок сеть «METRO», – отметил господин Воробьев. По его словам, «Auchan»планируют выстроить тесную взаимосвязь с местными производителями.
Как стало известно JM, помимо руководителей «ЕМК» и «Молочного Кита» и Верхнепышминского молокозавода на встречу приглашены еще и представители екатеринбургских хлебозаводов.
Такие заявления уже дорогого стоят. Менеджеры «Ашана» могут поставить себе плюсик. Правда, фейс-контроль и вход только по пригласительным в «Дом Актера» уже начал напрягать некоторых участников свердловского продовольственного рынка. Например, руководители «Гормолокозавода №1», Ирбитского, Первоуральского гормолзаводов, Сысертского и Березовского хлебокомбинатов ничего не слышали про «плановый» визит французов в Екатеринбург и искренне удивились во время беседы с корреспондентом JM, почему их не позвали.
Империалистический оскал
Кстати, заочную «влюбленность» в «Auсhan» не разделяют не только те, кого «не позвали», но и конкуренты, что не удивительно (прошу простить автору четыре «не» в этом предложении). Например, гендиректор «Юниленда» Валерий Бубнов. Он считает, что любовь по-французски может печально закончиться для местных производителей.
–Я недавно был на региональной торговой конференции (проходила 25 января в «Атриум Палас Отеле»), где в кулуарах одним из наиболее обсуждаемых был вопрос – как защищаться от «METRO» и «Auсhan». Те, кто долго работал с этими сетями – подсел на иглу, с которой сейчас очень тяжело слезть, — рассказывает господин Бубнов.
Как рассказал JM глава «Юниленда», «METRO», а в особенности «Auchan» действуют по годами отработанной схеме. В своих торговых центрах они делают минимальную наценку, поэтому у них все дешево. Заключая договора с производителями, они прописывают жесткие штрафные санкции. Штрафы начиная от тысячи евро. Например, за срыв графиков поставки продукции. Что же касается разрыва договорных отношений, то там суммы на порядок выше. Помимо этого, в обязательные условия входит то, что на завод возвращается 100 процентов просроченного товара, естественно «не безвозмездно». Но интереснее всего у «Auchan», по словам Валерия Бубнова, система так называемых «бонусов». Мол, когда предприятие заключает договор с французами, они договариваются со своей стороны, например, о 10-процентной скидке на весь ассортиментный ряд… Сначала «бонус» небольшой и терпимый. «А потом, спустя два года, а лучше три, после того, как предприятие окончательно подсаживается на иглу «Auchan», менеджеры торговой сети неожиданно хотят бонус – 30 процентов или 40 процентов. А предприятию деваться некуда, у него уже все производственные процессы выстроены именно под французов… И им приходится соглашаться. Так вот «добренький» в первый год своего существования на территории «Auchan», показывает потом свой империалистический оскал», — резюмирует господин Бубнов.
Кстати, в эту концепцию легко встраивается тезис об «избирательности» французских менеджеров и в характере их «адресной рассылки». Получается вполне жизнеспособная схема: договориться с конкретными заводами, дать им конкурентное преимущество, а потом замкнуть их на себя и через несколько лет получить «с потрохами».
С другой стороны, к историям конкурентов, коим для «Auchan» является компания «Юниленд» на уральской земле, всегда стоит относиться скептически.
Будет ли битва титанов
Что же до местных торговых сетей – «Кировского», «Купца», «Монетки», «Звездного» и так далее, то их появление нового конкурента также не может не беспокоить. При том, что «Auchan», в отличие от «METRO» сразу заявляет, что будет работать в розничном сегменте.
Как рассказал JM депутат гордумы, глава ТЦ «Купец» Олег Хабибуллин конкуренция только ужесточится. Конкуренция будет и с местными игроками и с федералами, а также с теми, кто должны открыться в ближайшее время, например, с ТЦ «Урал». Конкурировать будут на уровне цен, сетям предстоит новый этап войны за покупателя. Причем, по словам господина Хабибуллина больше всего пострадают магазины, работающие в «несетевом формате», что же касается «сетевиков» — «Купец», «Кировский», «Монетка» — то если они выдержат 2-3 года, то все встанет на свои места, каждый займет свою нишу, и дальше бояться будет нечего.
В «Кировском» придерживаются примерно аналогичной позиции, но с более философским уклоном. Как рассказала пресс-секретарь торговой сети Ольга Нагибина, предприятие развивается, увеличивает количество магазинов по городу и по области. «Все равно большинство людей будут в ежедневном формате ходить в тот магазин, который рядом с домом. Разве что в выходные кто-то может поехать в «METRO» или «Auchan», — предполагает господа Нагибина. В отличие от своих коллег, руководство «Монетки» от комментариев отказалось, сославшись на то, что не в теме…
В общем, большого ажиотажа по поводу «Auchan» в Екатеринбурге пока что нет. С другой стороны, у производителей и конкурентов есть еще время подготовится. «IKEIA», где откроется первый магазин французской сети (второй планируется построить спустя год-полтора на месте ЗАО «Тепличное») запустится только в середине 2006 года. Правда, сейчас уже очевидно одно: «Auchan» не намеревается конкурировать с «METRO», то есть битвы титанов не получиться. По словам региональных и федеральных аналитиков, работая на московском рынке, немцы и французы давно выработали общие методы. Им проще в паре разорить слабых регионалов, чем создавать друг другу проблемы. А, зная, как чувствительны к таким «психологическим» атакам екатеринбургские сетевики, стоит ожидать в ближайшее время и третьей, и четвертой, и пятой эмоциональной волны «уральского шовинизма».
Только вот с «Auchan» задачка может оказаться посложнее. В отличие от суровых немцев, французы с первых своих шагов на уральской земле пытаются быть «тонкими и шелковистыми»…