Группа компаний «Лэнд» (Новосибирск) внесла существенные коррективы в стратегию своего развития. По информации «КС», владельцы продали большую часть принадлежавшего им бизнеса, сосредоточившись на двух основных направлениях: розничном (сеть магазинов «Холидей Классик») и финансовом (Инвестиционный городской банк). Эксперты считают это решение своевременным и отмечают, что целью этих изменений может стать желание собственников увеличить стоимость перспективного бизнеса перед последующей продажей.
Один из основных акционеров ГК «Лэнд» Николай Скороходов подтвердил «КС» факт стратегических изменений. «Раньше мы занимались более чем десятью видами бизнеса, которые объединялись в одну группу компаний «Лэнд». Избавляться от непрофиля мы начали еще два года назад, когда продали свою долю в зверосовхозе «Речной» и закрыли брокерский бизнес. В 2005 году мы продали акции Барнаульского меланжевого завода и мясоконсервного производства, которое находилось на территории Бийского мясоконсервного комбината. Практически везде покупателями выступили наши партнеры. Все вырученные средства решено направить на развитие сети «Холидей Классик» и Инвестиционного городского банка, — объяснил собеседник «КС». — Мы также свернули строительное направление. Если раньше мы думали о вхождении в фасадный бизнес, построили жилой дом, то сегодня наша строительная компания «Город» занимается только ремонтом и реконструкцией торговых центров для «Холидея».
Выбор «любимых» видов бизнеса собеседник «КС» объяснил достаточно просто. По совместным оценкам аналитиков группы и экспертов иностранных компаний, которых «Лэнд» привлекла к разработке новой стратегии развития, капитализация всех непрофильных бизнесов вместе взятых через два-три года будет на порядок меньше, чем должна быть капитализация у одного «Холидея». Кроме того, перспективы расширения рынка у них более ограничены, а у направлений, связанных с предоставлением разных видов услуг населению, перспективы роста, напротив, огромны. «Проще и дальновиднее сконцентрироваться на одном-двух бизнесах, чем управлять десятью, причем совершенно разносторонними. В розничный бизнес мы планируем привлекать внешних инвесторов и сейчас ведем несколько переговоров, в том числе с зарубежными компаниями, — комментирует ситуацию Николай Скороходов. — Что касается ИГБ, то в настоящее время разработка стратегии развития банковского бизнеса еще не завершена. Могу только сказать, что раньше мы были сугубо корпоративным банком и работали только со своими предприятиями, с партнерами и администрацией Новосибирской области (в 2004 году банк был одним из крупнейших кредиторов городского и областного бюджетов. — «КС«). Сейчас мы свели к минимуму кредитование органов власти. Сегодня это стратегия нереалистична, и у нас не хватит внутренних возможностей, чтобы кредитовать область».
Единственный непрофильный бизнес, от которого Скороходов пока не планирует отказываться, — это спорт. Сегодня он является одним из владельцев футбольной команды «Чкаловец-1936» (недавно переименованной в «Сибирь» — «КС»): «Спорт пока тяжело назвать видом бизнеса, так как от него нет особой финансовой отдачи, а как хобби он слишком дорог. Но тем не менее у нас есть большое желание сделать из этого дела хороший бизнес. Изучаем возможности, как этого можно добиться».
Эксперты инвестиционной компании «Финам» отмечают, что тенденция отказа от диверсификации бизнеса на рынке присутствует. «В последние два года основную массу наших клиентов по сделкам M & A составляют крупные холдинги, которые избавляются от непрофильных активов, — говорит руководитель проектов инвестиционно-банковского департамента ИК «Финам« Сергей Харченко. — Объясняется это просто: во время приватизации, а также в 90-х годах крупные компании скупали практически все. Сейчас ситуация изменилась: конкуренция практически во всех сегментах бизнеса выросла в несколько раз, для его развития требуются значительные вложения. Холдинги не могут развивать сразу все — они выбирают наиболее перспективное, а остальные направления продают, вкладывая полученные средства в развитие оставшихся предприятий. При этом нередко покупаются новые компании, но это делается не в рамках диверсификации, а в рамках интеграции бизнеса, то есть покупаются профильные активы». «На определенном этапе развития диверсифицированного бизнеса компании — даже очень крупной — приходится выбирать наиболее интересные направления, концентрируясь на главных. Образно говоря, «бить надо кулаком, а не растопыренными пальцами«. Перспективность направлений может быть оценена по масштабам их бизнеса, размерам требуемых инвестиций, жесткости конкуренции на целевом рынке, рентабельности и так далее», — соглашается партнер по маркетингу DSO Consulting Сергей Дьячков.
По мнению главного экономиста Банковского дома «Лугинин и партнеры» Михаила Шмелева, решение ГК «Лэнд» будет оправданно, если они сумеют успешно интегрировать торговое и банковское направления. «Текущая ситуация на розничном рынке заставляет местных игроков проводить агрессивную экспансию и получать доступ к дешевым долгосрочным финансовым ресурсам. У «Холидея» экспансия пока получается, но через два-три года ситуация может измениться, — считает Михаил Шмелев. — Перспективы ИГБ более туманны в связи с ужесточением конкуренции на локальном банковском рынке. Возможно, банк сумеет найти свою нишу, но инвестиции в «Холидей« выглядят предпочтительнее».
Сергей Харченко также считает, что изменения, произошедшие в группе «Лэнд», — только начало: «Ритейл и банковский сектор — сейчас привлекательные направления бизнеса. Однако в среднесрочной перспективе региональный бизнес в этих сферах не имеет существенных перспектив — он не выдержит экспансии федеральных и иностранных игроков. Стратегия их развития нередко ориентирована на скупку профильных местных активов, что позволяет в короткие сроки занять существенную долю рынка. Стоимость активов как в банковском секторе, так и в ритейле в ближайшее время будет расти. «Лэнд« сможет выгодно перепродать их через два-три года».