Корпорация Roshen, лидер украинского кондитерского рынка, объявила о намерении построить в Липецке шоколадную фабрику мощностью 10 тыс. т в месяц. Объем вложений оценивается на уровне 30-50 млн евро. В регионе у компании уже действуют производства карамели, мучных изделий и конфет (93,3 тыс. т продукции в 2008 году). По мнению аналитиков, активная экспансия украинских кондитеров в Россию объясняется высокими пошлинами на ввоз продукции и тем, что внутренний рынок Украины фактически остановился в развитии.
Президент Roshen Вячеслав Москалевский на пресс-конференции в «Интерфаксе-Украина» вчера заявил, что компания решила построить в Липецке шоколадную фабрику. По его словам, участок под строительство размером около 30 га находится на стадии согласования отвода. Предполагаемая площадь будущей фабрики – 40-50 тыс. кв. м, мощность – 10 тыс. т в месяц. Вячеслав Москалевский не уточнил стоимости проекта и сроков реализации, но отметил, что смета будет известна по завершении проектных работ. Источником финансирования станут и собственные, и заемные средства. В инвесткомпании «Финам» оценили требуемый объем вложений в 30-50 млн евро. Roshen отдает приоритет липецкому заводу, поскольку, по словам господина Москалевского, проект фабрики в Виннице, который предполагалось утвердить в апреле, откладывается на неопределенное время.
В Липецке Roshen уже имеет два предприятия. В 2002 году концерн приобрел кондитерскую фабрику «Ликонф», которая выпускает фасованные конфеты, печенье и торты. Позже украинская компания запустила производственную площадку в поселке Сенцово Липецкой области, где выпускается карамель. В 2008 году липецкие активы Roshen произвели в общей сложности 93,3 тыс. т продукции. А около года на базе бывшего цеха по производству ванн Липецкого трубного завода функционирует логистический центр группы площадью 12 тыс. кв. м. Всего в развитие черноземных активов концерн инвестировал с 2002 года свыше $100 млн.
Гендиректор «Ликонфа» Таисия Воронина вчера подтвердила планы Roshen по строительству шоколадной фабрики. По ее словам, подбор участка под проект начался в 2008 году, «однако найти удобную площадку в городе оказалось сложно». «Теперь есть хороший вариант», – добавила госпожа Воронина, но раскрывать местоположение земли не стала, сославшись на то, что сделка находится в стадии оформления. Она пояснила, что новая фабрика будет заниматься выпуском конфет, в том числе ассорти в коробках, и плиточного шоколада.
В состав Roshen, кроме липецких активов, входят Киевская, Винницкая, Мариупольская, Кременчугская фабрики и Клайпедская кондитерская фабрика (Литва). Общий объем производства в 2008 году – 360 тыс. т (из них свыше 50% реализовано за пределами Украины). Выручка от продаж составила порядка $850 млн. На Украине Roshen является лидером рынка (свыше 22%). В России компания, по собственным данным, занимает 3% рынка в целом и порядка 10% – в сегменте карамели. Среди основных торговых марок – конфеты в коробках «Киев вечерний», батончики Roshen, карамель «Шипучка» и «Малибу», шоколадные конфеты «Монблан». Roshen контролируется группой «Укрпроминвест».
По мнению Александра Соколова, руководителя аналитического департамента украинского ООО «Финансово-аналитическая группа „ПРО-Консалтинг“», активная экспансия кондитеров Украины в Россию объясняется тем, что внутренний рынок страны, на котором они занимают прочные позиции, замедлил развитие задолго до кризиса и, например, в 2007 году вырос на 2,5% (его объем составил $1,05 млрд). Второй немаловажной причиной развития российских активов украинскими кондитерами, по мнению аналитика, является жесткая таможенная политика РФ в отношении украинских изделий: «Высокие пошлины, вплоть до 20%, установленные на отдельные виды продукции, периодически вводятся с 2001 года».
По словам Максима Клягина, аналитика «Финам Менеджмента», объем российского рынка шоколада в 2008 году составил 750-800 тыс. т, а в стоимостном выражении – не менее $5 млрд. «Рост объемов был показан на уровне 5%», – добавил он. По его мнению, при оптимистичном сценарии в 2009 году рынок покажет ту же динамику, что и в 2008-м, при пессимистичном – продажи упадут на 10%. «Но Roshen ориентируется на долгосрочную перспективу – строительство фабрики займет минимум полтора-два года», – добавил эксперт. Сергей Гришаев, финансовый директор ЗАО «Конти-Рус», российского подразделения украинской группы «Конти», в качестве плюсов проекта отметил более высокую маржу шоколадной продукции по сравнению с карамелью, а недостатком назвал ее зависимость от цен на какао-бобы (в течение 2008 года они выросли на 76%).