Уровень потребительского доверия в России стабилизировался − впервые за восемь последних месяцев с начала кризиса. Таковы результаты очередной волны исследования Nielsen «Russians through crisis» (Российский потребитель в кризис), проведенной в конце мая 2009 г.. Негативный тренд приостановился по большинству ключевых показателей Индекса потребительского доверия.
Масштабный исследовательский проект Nielsen был запущен в IV кв. 2008 года для мониторинга уровня потребительского доверия, изменений в покупательском поведении и изучения предпочтений потребителей при покупке товаров и услуг в нынешних экономических условиях в России. С начала запуска было проведено три волны − в ноябре 2008, феврале и мае 2009 г.
«Похоже, россияне оправились от шока. Но главным остается вопрос: как скоро российский потребитель будет готов «отпустить пояса»?» − говорит Дуайт Уотсон, Генеральный директор «Nielsen Россия».
По данным исследования Nielsen, в мае 2009 г. динамика Индекса потребительского доверия в России стабилизировалась, снижение прекратилось. После значительного падения − сначала с 104 пунктов в сентябре 2008 г. до 82 в феврале 2009, а затем до 75 в марте 2009 г., − в мае 2009 г. Индекс продемонстрировал рост в 7 пунктов, вернувшись на уровень февраля 2009 года
Индекс потребительского доверия в России, 2005-2009 г.
Источник: Nielsen. Данные онлайн опроса потребителей. *Замеры в ноябре 2008, феврале 2009 и мае2009 г. проведены в рамках проекта «Russians Through Crisis».
Большинство российских потребителей по-прежнему оценивают свои перспективы на рынке трудоустройства и состояние собственных финансов на ближайшие 12 месяцев как плохие или не очень хорошие (74% и 81% соотвественно).
В то же время, исследование не выявило ухудшения этих показателей по сравнению с февралем 2009 г. Если сравнивать результаты, полученные в мае 2009, с данными марта 2009 г., то наметился даже небольшой прогресс
Ключевые показатели Индекса потребительского доверия, Сентябрь 2008 – Май 2009 г.
Источник: Nielsen. Данные онлайн опроса потребителей. *Замеры в ноябре 2008, феврале 2009 и мае2009 г. проведены в рамках проекта «Russians Through Crisis».
Однако, по такому важному показателю, как «готовность тратить», негативный тренд продолжается. В мае 2009 г. уже 78% респондентов считают ближайший год плохим или не самым хорошим временем для покупки товаров, которые нужны или хочется приобрести. В феврале 2009 года таковых было 67%.
«Наше исследование показало, что россияне приготовились к длительному «экономному режиму», − говорит Дуайт Уотсон. Для потребителей по-прежнему важна экономия «здесь и сейчас». Процесс переключения на каналы, которые могут предложить лучшие цены и контролировать объем разовой покупки продолжается».
Дискаунтеры по-прежнему в наибольшем выигрыше от сложившейся на рынке ситуации. Исследование Nielsen зафиксировано заметное переключение потребителей на открытые рынки и киоски/павильоны. Это явление можно объяснить не столько тем, что потребители продолжают поиски лучших цен, сколько сезонным фактором. Например, открытые рынки продолжают оставаться для россиян традиционным местом покупки овощей и фруктов в теплое время года.
Кризис усилил процессы изменений, начавшиеся ранее в российской розничной торговле: консолидация рынка усиливается, а значимость сетевого ритейла только увеличивается.
Но даже в успешной сетевой рознице снизилась динамика продаж товаров повседневного спроса. Так, в первом квартале 2009 г. прирост товарооборота по продовольственной группе товаров, аудируемых Nielsen в сетях, составил лишь 3% в натуральном выражении по сравнению с предыдущим кварталом. Для сравнения, по результатам 2008 г. прирост товарооборота в сетях по этой группе составлял 15%.
В целом исследование Nielsen показало, что лето этого года россияне встречают в более приподнятом настроении, чем весну. Впереди сезон отпусков и хлопот по ремонту и обустройству дома. И эти два пункта сегодня, − как и до кризиса, − остаются одними их самых популярных способов реализации свободных денежных средств.
Каждый пятый опрошенный планирует в ближайшее время потратиться на путешествие и столько же − на покупку мебели. Компьютеры и мобильные телефоны − следующие в списке самых популярных покупок, запланированных на ближайшее время (так ответили по 10% соотвественно).
В то же время, по данным исследования, количество потребителей, которые могут себе позволить крупные траты, уменьшается. 37% россиян сообщили, что не планируют покупать ни мебель, ни турпутевки, компьютеры, мобильные телефоны, бытовую технику, люксовую косметику, машины, ювелирные украшения.
По-прежнему более половины россиян (54%) сообщают, что их семейный доход уменьшился в той или иной степени.