Подготовленный Минздравсоцразвития проект закона «Об обращении лекарственных средств», рассмотрение которого в правительстве перенесено на середину сентября, вновь стал предметом бурной дискуссии. На прошлой неделе семь фармацевтических ассоциаций направили в 11 ведомств письмо, в котором указывают, что законопроект был разработан без участия фармсообщества, в результате чего его положения могут лишь навредить рынку. В частности, эксперты считают чрезмерными предлагаемые меры регулирования цен. Авторы письма настаивают на доработке законопроекта и формировании для этого экспертной группы.
Законопроект составлен таким образом, что не устраивает абсолютно всех участников фармрынка. Письмо, подписанное семью ассоциациями, направлено в 11 министерств и ведомств, в том числе заместителю председателя правительства Александру Жукову. Как напомнил РБК daily исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Геннадий Ширшов, работа над законопроектом началась полтора года назад и на начальном этапе его разработки эксперты рынка были включены в состав рабочей группы. «Сперва многие пожелания были учтены, — говорит г-н Ширшов. — Однако, когда разработчики законопроекта обнародовали результаты своего труда, оказалось, что хотя законопроектом и были введены нужные полезные новации, но вместе с тем важные предложения профессионального сообщества остались без внимания».
Принятие документа «в предложенном виде может ухудшить ситуацию в сфере обращения лекарственных средств и снизить доступность современного, эффективного и безопасного лечения для российских граждан», утверждают авторы письма. «Многие нормы законопроекта декларативны, непрозрачны, коррупциогенны, подразумевают размывание ответственности органов государственной власти за принятые решения», — говорится в письме.
Общее возмущение участников фармрынка вызвало положение законопроекта, в котором функции экспертизы лекарственных средств и их регистрации разделяются между двумя ведомствами, говорит гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. Так, по версии авторов законопроекта, регистрацией препаратов будет по-прежнему заниматься Росздравнадзор, а вот предваряющую эту процедуру экспертизу и оценку безопасности препаратов предлагается возложить на некую автономную некоммерческую организацию «Нацэкспертиза», которую будет курировать Минздравсоцразвтия. «Такого разделения нет нигде в мире, — говорит г-н Дмитриев. — Везде этими процедурами занимается единый государственный орган. При их разделении возникнут дополнительные сложности, увеличится время прохождения экспертизы».
Меры по контролю цен, предложенные в документе, эксперты считают необоснованными и избыточными. «В одной части законопроекта говорится о контроле цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, — говорит г-н Ширшов. — Но далее во всем документе упоминаются просто лекарственные средства. И вполне можно трактовать так, что в тексте речь идет о контроле цен на всем рынке. А это высокий риск того, что мы окажемся вообще без лекарств».
Вся терминологическая база документа крайне противоречива и туманна, сетует Геннадий Ширшов. «Мы опять будем попадать под действие чиновников, которые станут произвольно толковать многие позиции закона», — опасается эксперт. Участники обращения, критикующего законопроект, настаивают на создании совместной рабочей группы, которая занялась бы доработкой этого документа.