Томская компания «Лама» в 2006 году сделает ставку на новый для себя формат — «магазины у дома с низкими ценами». За год компания планирует открыть не менее 10 универсамов «Абрикос». Главная цель «Ламы» — укрепить свои позиции в городе в преддверии прихода московских операторов. Как считают эксперты и другие участники рынка, к каким-то серьезным переменам на томском рынке появление «Абрикосов» не приведет.
Группа компаний «Лама» работает на томском рынке с 1993 года. На сегодняшний день ритейлерская сеть компании включает в себя 13 магазинов различных форматов: 9 супермаркетов «Лама«, два гипермаркета «ФОГ-Сити» и два экономичных универсама «Абрикос».
Помимо розничных магазинов, в ГК входит собственное производство — пищекомбинат «Лама», который производит полуфабрикаты, колбасы, мясные деликатесы, уникальные хлеба лечебно-профилактического направления, торты и кондитерские изделия. Годовой оборот компании в 2005 году составил $35 млн.
Универсамы «Абрикос» относятся к формату «магазинов у дома с низкими ценами». Ассортимент одного магазина составляет от 3,5 до 6 тыс. наименований продукции (в зависимости от конкретной точки), площадь — от 400 до 800 кв. м. В 2006 году планируется открытие 10 магазинов под брэндом «Абрикос» в Томске и городах области. Всего же в сеть будет входить 25 магазинов.
Как рассказал «КС» генеральный директор ГК «Лама» Владислав Левчугов, развитие формата «магазинов у дома с низкими ценами» в компании было запланировано уже достаточно давно. «Мы начали развивать его сейчас, потому что в данный момент этот формат очень актуален. Это доказывает пример удачной работы «магазинов у дома», например, в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Новосибирске, Кемерове. Я уверен, Томск не станет исключением, — отмечает господин Левчугов. — Поэтому «Абрикосы» и были включены в концепцию развития компании. В конце прошлого года мы открыли два пробных магазина, которые показали высокую эффективность формата. В итоге в этом году планируется открыть еще не менее 10 универмагов «Абрикос».
Однако, несмотря на то что в этом году ГК «Лама» планирует сделать основной упор именно на развитие универсамов «Абрикос», отказываться от других форматов в компании не собираются. «Стратегический план развития ГК «Лама» предусматривает развитие мультиформатной розничной сети. На сегодняшний день она включает три формата: супермаркет, гипермаркет и универсам, — говорит Владислав Левчугов. — Поэтому активное развитие «Абрикосов« никак не отразится на наших других брэндах, мы будем продолжать работать и в формате супермаркета, и в формате гипермаркета».
По словам господина Левчугова, проект создания сети универсамов «Абрикос» оценивается в $12 млн, сроки окупаемости магазинов составят порядка двух с половиной лет. «Если говорить о схеме открытия, то часть магазинов мы будем брать в аренду, часть — реконструировать и часть — строить, — продолжает Левчугов. — Главная задача компании сегодня — динамичный рост сети. На сегодняшний день доля нашей ритейлерской сети на томском рынке составляет порядка 9%. Активное появление «Абрикосов« позволит ее увеличить».
По мнению экспертов и других ритейлеров Сибирского региона, хотя появление «Абрикосов» не приведет к принципиальным изменениям на томском рынке, для их развития «Лама» выбрала оптимальное время.
«Думаю, решение «Ламы» активно развивать сегодня именно формат «магазинов у дома с низкими ценами» вполне логично. Сейчас любая компания, желающая динамично развиваться, ведет постоянный мониторинг рынка и анализирует его сегменты. Сегмент «недорогих магазинов» — один из наиболее перспективных в данный момент. Скорее всего поэтому в томской компании и было принято решение выходить на него, — считает директор исследовательской компании «Айкон Маркетинг» Михаил Демешко. — И эффективность «Абрикосов», на мой взгляд, будет достаточно высока. Конечно, большую часть покупок многие люди делают централизованно, но практически все из них делают небольшие покупки каждый день, для этого данный формат идеален. Тем более в Томске, который все же считается «спальным« городом. Здесь формат небольших квартальных магазинов наиболее востребован».
Впрочем, участники рынка называют и другие причины, по которым «Ламе» имеет смысл сосредоточить свое внимание именно на формате «магазина у дома». «На мой взгляд, одна из причин освоения томской компанией нового для себя формата — желание получить дополнительных покупателей, — на условиях анонимности отмечает представитель одной из сибирских розничных сетей. — Все же супермаркеты «Лама» позиционируются (и воспринимаются томичами) как дорогие магазины, и круг их клиентов достаточно ограничен. «Абрикосы» рассчитаны на другую, более многочисленную аудиторию, поэтому они будут гораздо востребованнее. И, как я считаю, выбранное название поможет новому формату дистанцироваться от других магазинов компании «Лама« — и тоже пойдет на пользу новому проекту».
«Мне кажется, что «Абрикос» все же ближе к формату дискаунтеров, а не классических «магазинов у дома» (и по ценам, и по внутренней структуре, и по «некруглосуточному» режиму работы). Тем не менее я считаю, что «Абрикосы» будут востребованы в Томске. Местный рынок вполне позволяет открыть здесь еще достаточно много магазинов, — резюмирует директор томской сети «Сибирская копеечка» (компания также развивает в городе формат «магазин у дома», сегодня в сеть входит семь супермаркетов площадью 300–500 кв. м) Наталья Ибрагимова. — Другое дело, какова цель их открытия? Я считаю, что здесь можно говорить прежде всего о желании «Ламы» упрочнить свои позиции в городе, представив один из самых востребованных форматов. Московские операторы уже не просто говорят о своем возможном выходе в Томск, а делают серьезные шаги в этом направлении. И в 2007 году москвичи уже точно появятся здесь. Поэтому хотя открыть десять магазинов за год сложно и с финансовой точки зрения, и с точки зрения набора персонала, «Лама« сегодня просто вынуждена агрессивно развиваться».