Арбитражное отделение Роспатента — Палата по патентным спорам — в середине марта 2015 года отказало воронежским кондитерам из ООО "Лакомка" в правах на товарный знак "Православное" в отношении печенья. Теперь "Лакомка" пойдет в суд.

Заявка на регистрацию товарного знака была подана в декабре 2012 года, а в 2014 году Роспатент, проведя экспертизу, принял решение отказать в регистрации товарного знака на основании п. 3 ст. 1483 Гражданского кодекса (запрет на регистрацию товарных знаков вводящих в обман потребителей и противоречащих общественной морали). В решении ведомства говорилось, что заявленное обозначение "представляет собой прилагательное от слова "православие", которое имеет религиозную семантику, поскольку православие — одно из основных направлений христианства, вследствие чего регистрация вышеуказанного товарного знака на имя заявителя может оскорбить чувства верующих, что противоречит общественным интересам".

"Лакомка" оформила возражение в Палату по патентным спорам, в которой указывала, что использование обозначения "Православное" при маркировке никого не заденет и, напротив, "будет создавать у потребителя благоприятное впечатление, кроме того, заявитель планировал изготавливать и реализовывать это печенье в период православного поста в качестве постного лакомства". Помимо этого, "печенье не относится к товарам сомнительного свойства, следовательно, заявленное обозначение не может быть воспринято как противоречащее общественным интересам" и "обозначение "Православное" обладает различительной способностью, поскольку имеет фантазийный характер и не несет в себе какой-либо информации о товаре".

Как считают в Роспатенте, права на регистрацию "православных" товарных знаков априори имеют только структуры Русской православной церкви:

"Нельзя согласиться с выводом экспертизы [Роспатента] о том, что регистрация заявленного обозначения является прерогативой православной церкви, поскольку на законодательном уровне не закреплено чье-либо преимущественное право по использованию или регистрации обозначений, если они не относятся к элементам государственной символики", — говорится в претензии "Лакомки" к Роспатенту.

Тем не менее Палата по патентным спорам поддержала решение Роспатента, подтвердив, что бренд "Православное" может дать производителю необоснованные преимущества по отношению к другим участникам рынка, ввести в обман потребителей, поскольку кондитеры не связаны с РПЦ, а также способен задеть чувства верующих.

Как сообщила юрист "Лакомки" Ангелина Верховская, компания планирует дальше добиваться регистрации товарного знака в суде.

— Мы идем по пути закона и регистрируем все свои товарные знаки, а также сами потом осуществляем защиту своей интеллектуальной собственности, — сообщила она, дав понять, что другие российские производители не смогут в случае успеха "Лакомки" выпускать православное печенье.

Наталья Золотых, гендиректор патентной компании Transtechnology и вице-президент бизнес-ассоциации "Опора России", обратила внимание на то, что сейчас на рынке уже есть целый ряд продуктов, в том числе и печенье с таким названием — например, печенье "Православное" от подмосковного ЗАО "Пищекомбинат Клинский".

— Понятно, что "Лакомка" могла, как все, писать на этикетке "Православное", не регистрируя товарный знак. Исключительные права на товарный знак нужны только для того, чтобы потом потребовать у остальных производителей компенсацию за использование защищенного бренда, — говорит Золотых. Она сомневается в успехе "Лакомки" и говорит, что отказ Роспатента и его палаты логичны.

Юрист "Лакомки" Ангелина Верховская подтвердила, что если будут обнаружены другие производители, продающие печенье под брендом "Православное", с ними компания готова судиться.

ООО "Лакомка" принадлежит воронежскому предпринимателю Игорю Мельнику; по данным базы "Спарк", выручка компании за 2013 год — 29 млн рублей, чистая прибыль — 1 млн рублей. Президент "Первой патентной компании" Анатолий Аронов отметил, что в последнее время "Лакомка" проявляет очень большую активность в сфере интеллектуальной собственности.

— Долгое время у них было лишь порядка 30 товарных знаков, но начиная с конца 2013 года они дополнительное зарегистрировали еще несколько сотен. В основном это просто словесные обозначения, — сообщил он. — Зарегистрировать исключительные права на "Православное" печенье шансов практически нет. Единственный, кто может зарегистрировать подобный бренд, — Русская православная церковь. В остальных случаях это явная попытка ввести потребителей в заблуждение.

Глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин смущен стяжательством "Лакомки".

— Есть много ответственных производителей, которые делают постную еду в соответствии со всеми стандартами. Зачем кому-то понадобились исключительные права на товарный знак "Православное", непонятно. Чем православное печенье лучше, например, атеистического? — сказал собеседник.

На данный момент действует по меньшей мере пять товарных знаков со словом "православный". Ими владеют две ювелирных компании (ООО "Национальное достояние" и ООО "Церковный ювелиръ"), речь идет об украшениях под товарными знаками "Православный традиции" и "Православный ювелир". Российское подразделение итальянского издательского холдинга De Agostini имеет права на журнальные бренды "Православные храмы" и "Православные монастыри".

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar