Партия ЛДПР хочет ускорить появление в России сигарет с устрашающими картинками о вреде курения. Вчера депутаты фракции внесли в Госдуму проект поправок в техрегламент на табачную продукцию, обязывающих ее производителей наносить на пачки соответствующие фотографии и рисунки уже с 1 июля 2012 года. Подобное же требование, но с 1 июля 2014 года содержит и еще не утвержденный техрегламент Таможенного союза.
Авторы поправок — зампред Госдумы Игорь Лебедев и его коллеги по фракции ЛДПР Ярослав Нилов и Алексей Островский. Действующий техрегламент по табаку, который уже предусматривает обязательное использование предупредительных надписей о вреде курения, они предлагают дополнить требованием о нанесении фотографий либо рисунков (пиктограмм). В пояснительной записке депутаты указали примеры таких рисунков: "детская бутылочка с соской, наполненная вместо молочной смеси окурками и сигаретным дымом", "больные органы курильщиков, в том числе опухоли, трупы людей, умерших от болезней, связанных с курением", и т.д. "В Таиланде именно такой способ антирекламы в значительной степени повлиял на снижение уровня курения в стране, где за шесть лет использования на пачках сигарет фотографий <…> количество курящих снизилось на 20%",— говорится в документе.
Наносить устрашающие картинки на пачки инициаторы поправок предлагают с 1 июля 2012 года. Это гораздо более жесткий срок, чем предусматривает согласовывающийся в настоящее время техрегламент на табачную продукцию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. По нему пиктограммы о вреде курения должны быть введены только с 1 июля 2014 года. Принятие этого техрегламента, однако, тормозит позиция Казахстана, который хочет заставить производителей сигарет указывать сведения о содержании вредных веществ в табачном дыме, чего прежде не практиковалось в мире.
В 2010 году, по данным Росстата, объем производства табачных изделий составил 404 млрд штук, розничные продажи оценивались в $8 млрд.
Директор по коммуникациям компании JTI (лидер рынка с долей 35,4% в денежном выражении; ТМ Winston, Mild Seven) Анатолий Верещагин сомневается, что поправки ЛДПР будут приняты, учитывая как раз наличие альтернативы в виде проекта Таможенного союза. "В противном случае табачным компаниям придется в течение двух лет дважды менять дизайн пачек, что приведет к совершенно ненужным затратам",— утверждает он. По его словам, обязательство наносить картинки на пачки уже с 1 июля повлечет за собой убытки для всей отрасли: "Нам необходим переходный период хотя бы на полгода, в течение которого мы сможем произвести и распродать продукцию со старым вариантом пачек",— объясняет господин Верещагин. В пресс-службе "БАТ Россия" (третье место с долей 22,8%; Kent, Vogue) напомнили, что в прошлом году упаковка табачной продукции в России уже претерпела изменения: в четыре раза были увеличены предупредительные надписи на лицевой стороне пачки (30% от поверхности) и в семь раз — на оборотной (50% от поверхности). "Не дождавшись результатов о воздействии увеличенных надписей на российских курильщиков и об их влиянии на снижение потребления сигарет в целом, еще рано приступать к следующему шагу",— считают в компании.