В торговых сетях научились обходить закон о запрете рекламы табачных изделий. Об этом говорится в отчете коалиции общественных организаций "За свободную от табачного дыма Украину". Активисты посетили более 700 торговых учреждений в 10 городах страны. В 60% случаев было обнаружено, что сотрудники супермаркетов стимулируют продажу сигарет, выкладывая пачки с яркими ценниками на светящихся витринах и привлекая табачных промоутеров. По мнению активистов, следует полностью запретить выкладку сигарет на витринах. В розничных сетях идею такого запрета считают абсурдной.
Активисты коалиции общественных организаций "За свободную от табачного дыма Украину" проверили, как в 2013 году выполняется закон о запрете рекламы табачных изделий. Этот документ вступил в силу год назад. Он запрещает прямую рекламу сигарет в СМИ, интернете, точках продаж и местах проведения массовых мероприятий. За нарушение закона предусмотрен штраф до 5950 грн для физических лиц и до 50 тыс. грн — для табачных компаний и торговых сетей. Активисты посетили 764 места продажи сигарет в Киеве, Донецке, Симферополе, Одессе, Житомире, Львове, Луганске, Черкассах, Чернигове, Виннице.
"Мы исследовали супермаркеты, мини-маркеты, киоски. Запрет прямой рекламы сигарет везде выполняется. Но продавцы начали привлекать внимание потребителей нетрадиционными способами",— сообщил глава правления центра гражданского представительства "Жизнь" Андрей Скипальский. Так, 60% торговых точек выкладывают пачки сигарет на светящихся витринах, 18% — наклеивают на пачки яркие, большие ценники, закрывая предупреждающие надписи, используют торговые аксессуары с изображением табачных брендов, в 4% торговых заведений работают табачные промоутеры или консультанты. "В Киеве больше всего таких нарушений в киосках и супермаркетах",— добавил один из авторов мониторинга, директор Института медиаправа Тарас Шевченко.
По мнению активистов, непрямая реклама мешает закону заработать в полную силу. "В 2013 году продажи сигарет снизились на 15%, украинцы стали меньше курить. Но непрямая реклама провоцирует граждан на спонтанную покупку сигарет. Чтобы достичь большего эффекта, выкладку сигарет надо запретить законом",— отметил господин Скипальский.
Эту идею поддержали в Министерстве здравоохранения. "Запрет вряд ли повлияет на заядлых курильщиков, но значительно снизит число спонтанных курильщиков среди молодежи. Вместо разложенных пачек сигарет на кассе можно повесить список наименований с указанием цены. Либо потребитель сам может спросить, есть ли в наличии продукция той или иной торговой марки",— объяснил "Ъ" заведующий сектором контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Минздрава Константин Красовский.
Между тем генеральный директор сети "Фуршет" (106 магазинов в Украине) Евгений Кулинич считает эту идею абсурдной. По его мнению, от нее пострадают мелкие производители, которые не смогут представлять свой товар: "Запрет выкладки не повредит только крупным и узнаваемым международным брендам. Не было такого случая, чтобы в рознице запрещали товар к выкладке. Давайте тогда торговать сигаретами из-под полы, как контрабандой. Зачем доходить до маразма? Ведь кто курил — тот и дальше будет курить".
Такого же мнения придерживаются и в общественной организации "Права курильщиков". "Если человек зависит от никотина, ему все равно — выложены пачки в витрине или нет. Он найдет, где купить сигареты и как закурить",— уверен глава организации Сергей Дидковский.