Крупнейший российский дистрибутор табачных изделий группа "Мегаполис" Игоря Кесаева готовится провести IPO: уже этой осенью компания может продать на Лондонской бирже до 30% своих акций, в том числе часть акций из доли господина Кесаева. Объем размещения может превысить $1 млрд, а капитализация компании — более $4 млрд. Рынок табачных изделий в России не растет, и "Мегаполису" нужны средства для переориентации в универсального дистрибутора, работающего в странах СНГ и Восточной Европы.
О планах "Мегаполиса" (входит в ГК "Меркурий" Игоря Кесаева) провести IPO в Лондоне сообщило вчера агентство Reuters со ссылкой на источник, близкий к сделке. Один из инвестбанкиров рассказал "Ъ", что "Мегаполис" встречался с инвесторами в рамках non deal road show в апреле и мае. "Первая реакции инвесторов была положительной",— говорит собеседник "Ъ". Организаторами IPO выбраны Credit Suisse, JP Morgan, Deutsche Bank, "Ренессанс Капитал" и "Тройка Диалог" совместно со Сбербанком.
Основу бизнеса группы "Мегаполис" составляет дистрибуция табачных изделий. Группа является эксклюзивным дистрибутором на территории России табачных корпораций Japan Tobacco, Philip Morris и Imperial Tobacco и, по оценкам участников рынка, контролирует более 70% оптовой торговли сигарет в России. Кроме того, "Мегаполис" имеет дистрибуторские контракты с пивоваренной компанией "Балтика" (Carlsberg Group), с производителями чая и кофе Sara Lee (Moccona, Pickwick), Milagro Food, M.J.F. Teas (Dilmah), а также с производителем батареек Energizer. В 2010 году "Мегаполис" вышел на рынок Украины, купив местных дистрибуторов табака ООО "Вест-Тобакко-Групп" (ВТГ) и "Подилля-Тютюн".
Источник, близкий к размещению, уточнил, что продать планируется до 30% акций, сформированных из дополнительной эмиссии и акций существующих акционеров.
Источник подчеркнул, что речь идет о размещении только акций "Мегаполиса": в сделку не войдут другие активы "Меркурия" (в их числе уже торгующаяся сеть дискаунтеров "Дикси", компания "Меркурий-Девелопмент", ОАО "Завод им. В. А. Дегтярева" и др.). Представитель "Мегаполиса" от комментариев отказался.
"Мегаполис" никогда не раскрывал своих финансовых показателей. В рейтинге "200 крупнейших непубличных компаний России", составленном журналом Forbes, дистрибутор занимал третье место с выручкой 225,9 млрд руб. в 2009 году ($7,1 млрд по среднему курсу за 2009 год). В 2010 году выручка "Мегаполиса" в России была около $8 млрд, рентабельность по EBITDA компании находится на уровне 5%, EBITDA, соответственно, около $400 млн, сообщил один из инвестбанкиров, ссылаясь на топ-менеджеров "Мегаполиса". С учетом бизнеса на Украине выручка может быть больше, отмечает он. "Мегаполис" вышел на Украину в 2010 году, выкупив контроль над двумя местными табачными дистрибуторами — ООО "Вест-Тобакко-Групп" (по данным агентства "Интерфакс-Украина", выручило за девять месяцев 2010 года примерно $187 млн) и компанией "Подилля-Тютюн" (ее продажи в 2009 году также составили около $180 млн).
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко считает, что "Мегаполис" должен стоить на уровне $3,6-4,2 млрд. Он учитывает мультипликаторы западных дистрибуторов — 6-7 EBITDA 2011 года. В 2011 году, по его оценкам, EBITDA "Мегаполиса" максимум вырастет на 15%, то есть до $600 млн. Исходя из такой оценки, "Мегаполис" может привлечь в ходе IPO до $1,3 млрд. Организаторы оценивают "Мегаполис" вдвое дороже — в $8 млрд, утверждают источники Reuters.
Текущая модель бизнеса "Мегаполиса" вряд ли устроит инвесторов, считает Алексей Кривошапко: росту акционерной стоимости компании не поспособствуют сам табачный рынок и усиливающееся госрегулирование отрасли. По данным ассоциации "Табакпром", за последние десять лет потребление сигарет в России практически не менялось и было на уровне 380-390 млрд штук в год (около $13 млрд). Если после выборов чиновники и депутаты вернутся к своим прежним идеям, предусматривающим увеличение акцизов на табачную продукцию в десять и более раз, то теневой рынок вырастет с нынешнего 1 до 20%, говорит глава агентства "Русский табак" Максим Королев. Кроме того, в сентябре прошлого года правительство утвердило антитабачную концепцию до 2015 года, предусматривающую полный запрет рекламы табачной продукции и запрет на курение в общественных местах.
"Мегаполис" учитывает эти риски и хочет перепрофилироваться: долгосрочная цель компании — создать универсального международного дистрибутора, работающего в странах СНГ и Восточной Европы, сказали Reuters два источника, знакомые с планами компании. Покупка активов на Украине — первый шаг в осуществлении этой стратегии, говорят они.