Розничная сеть «Ашан» организовала пресс-тур в один из своих московских гипермаркетов («Ашан-Алтуфьево»), чтобы показать, как на практике работает их программа «Гарантия свежести». Вместе с журналистами за перемещением скоропортящихся товаров от дверей приемки до компактора прошли Дмитрий Богданов, директор гипермаркета, и Ирина Ковалева, эксперт по санитарной безопасности.
Зона приемки
1. Прежде, чем принять товар, специалист по санитарной безопасности сети «Ашан» проводит замер температуры в кузове. Если температура соответствует требованиям по перевозке, заявленным самим же поставщиком, врач начинает проверку дат выработки продуктов по документам и тех, которые указаны на самом товаре. Если нарушений нет, врач дает согласие на выгрузку товара.
2. Затем товар выносится из машины и взвешивается.
3. Санитарный врач вытаскивает выборочно несколько образцов продукции и проводит замер температуры внутри продукции, например куриной тушки. Если показатели соответствуют требованиям, товар принимается приемщиком и завозится на склад магазина, а оттуда поступает в торговый зал.
4. При выявлении расхождений врач сообщает о нарушениях директору магазина и тот принимает решение, что делать с товаром: принять или отправить обратно поставщику. К примеру, в этот раз поставщик прислал товар, в накладной которого значилось «колбасные изделия свинина и говядина (готовые)». А сертификат качества прилагался на «свинину охлажденную». В итоге вся партия была отправлена обратно поставщику. Обо всех таких ситуациях дирекция магазина сообщает в отдел закупок. Закупщики, в свою очередь, пытаются добиться от поставщика, чтобы подобные случаи не повторялись. Если убеждения не действуют, отношения с поставщиком разрываются.
Дмитрий Богданов: «Летом процент товаров, которые мы отправляем обратно из зоны приемки, существенно больше, чем зимой. Это и понятно: жарко, а некоторые водители экономят, не включая холод. Тогда тушка бывает и 8, и 10 градусов, а нужно 4-6. Такой товар, конечно же сразу возвращается обратно».
В торговом зале
1. Если часть товара не была принята от поставщика, на полках образуются «дырки». Это связано с тем, что «Ашан» не хранит запас продуктов более, чем одни-двое суток: из-за отсутствия специального холодильного оборудования, а также небольшой площади склада (около 20% от площади магазина).
2. Ежедневно ротацию продукции на полках проводят мерчандайзеры. На проверку каждой единицы товара, отгрузку просроченных продуктов в зону коллектора и пополнение полок новым товаром со склада у них в распоряжении всего один час: с 7:30 до 8:30 утра.
3. В отделе «Колбасы» контроль сроков годности товара не менее строгий. Сотрудники магазина, прежде чем сделать нарезку, должны снять с товара фабричную этикетку и поместить в специальную банку, которую ежедневно проверяет менеджер зала. Срок годности на этикетке должен соответствовать сроку годности на нарезке и не превышать допустимого значения. Срок хранения самой нарезки – 24 часа. Если за сутки нарезка оказалась не распроданной, ее снимают с полки и отвозят в зону компактора.
4. Рыба ежедневно проверяется вручную. Помимо сроков годности, указанных производителем, важен внешний вид продукта. Если жабры приобретают сероватый оттенок, а глаза мутнеют, рыбу списывают.
5. Овощи ротируются постоянно в течение всего торгового дня. Чтобы сократить издержки на персонал, в «Ашан» поставили в торговом зале весы самообслуживания. Теперь покупателям предлагается самим взвешивать овощи и фрукты, зато персонал может больше времени уделять переборке товара.
Дмитрий Богданов: «После того, как мы поставили весы самообслуживания, наши показатели по неизвестным потерям практически не выросли. Во-первых, за счет того, что кассиры прошли обучение и теперь могут в большинстве случаев определять вес товара, не производя замер на весах. Во-вторых, иногда, если есть подозрение, контрольный замер все-таки производится. И это, наверное, тоже влияет на покупателей: никто не хочет, чтобы их поймали с поличным на недовесе».
В зоне компактора
1. Продукты, подлежащие списанию, сначала поступают в специальную камеру, ключ от которой находится у сотрудника ЧОПа (охранного предприятия). Он открывает дверь камеры, когда мерчандайзеры привозят просроченный товар, после отгрузки закрывает ее и вновь и открывает только в 8:00 утра для компакторщика.
2. Компакторщик производит сортировку и списание товара.
3. Птица, мясо, сыры отправляются в один компактор. Их в течение 1-2 дней забирает один из подмосковных приютов, с которым у магазина есть договор. Издержки по доставке списанного товара в приют берет на себя «Ашан».
4. Бакалея, овощи и фрукты идут в другой компактор. На следующий день их отправляют на ферму на корм животным. Издержки по доставке списанного товара на ферму берет на себя «Ашан».
5. Товары, предназначенные для утилизации (картон, тара, крупные кости животных) отправляются в третью камеру, откуда их забирает представитель мусоросжигательного завода. Весь процесс утилизации осуществляется за счет сети «Ашан».
Дмитрий Богданов: «Не существует средних показателей по списанию товаров. Сегодня мы можем отправить в компактор всего несколько штук, а завтра – половину полки. Все зависит от покупательского потока. К примеру, выпал снег, образовались пробки на МКАД, покупатели не доехали – компактор будет работать целый день».
По данным компании «Ашан», исключено попадание снятых с продажи товаров с истекшим сроком годности в кулинарию сети. Отделы кулинарии «Ашан» работают только с полуфабрикатами высокой степени готовности, а не с сырьем. Овощи поступают от поставщиков уже в подготовленном нарезанном виде, мясные ингредиенты замаринованы или в виде мороженых полуфабрикатов (пирожки, чебуреки и пр.).
Справка:
Программа «Ашан» «Гарантия свежести» направлена на исключение попадания просроченной продукции на полки магазина. Она работает уже около года. Благодаря ей, списание товара в магазинах сети производится до истечения срока годности, указанного поставщиком. В марте 2010 г. программа была расширена: теперь в направлении «Птица» товары снимаются с полок за два дня до истечения срока, указанного на упаковке.
Торговая группа Auchan создана в 1961 г. Жераром Мюлье. Состоит из более 1200 магазинов в 13 странах мира. Ее акционеры — члены семьи Мюллье, а также сотрудники компании. Годовой оборот компании в 2008 г. составил 39,5 млрд. евро.
В России сеть супермаркетов «Ашан» работает с 2002 г. Сейчас на территории РФ открыты 24 гипермаркета «Ашан», 13 супермаркетов формата «Ашан-Сити», 2 магазина «Ашан-Сад» и 2 гипермаркета «Радуга».