Тот не делает шампанского.
Нижегородский завод шампанских вин подал в суд на российское правительство. Истец утверждает, что, не приняв вовремя ряд документов по регулированию алкогольного рынка, власти парализовали работу нижегородского завода, и требует признать бездействие правительства незаконным.
В пятницу арбитражный суд г. Москвы принял иск НЗШВ к правительству РФ, сообщил “Ведомостям” заместитель гендиректора завода по административным и правовым вопросам Владимир Егоров. Истец требует признать “незаконными действия (бездействие) правительства РФ”, выразившиеся в несвоевременном принятии ряда “подзаконных нормативных актов” (копия иска есть в распоряжении “Ведомостей”).
Дело в том, что с 1 января 2006 г. вступили в силу поправки к закону о госрегулировании алкогольного рынка, которые вводят в России акцизные марки нового образца (со старыми марками можно продавать только продукцию, выпущенную до Нового года). После новогодних каникул налоговая служба должна была начать выдавать эти марки. Но не начала, потому что приказы, утвердившие перечень реквизитов и элементов защиты марки, перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции, а также порядок продажи и учета акцизных марок Минфин подписал только в конце января. Первые марки, по заверениям чиновников налоговой службы, производители получат только 31 января. Поскольку до этого марок взять негде, большинство производителей, в том числе НЗШВ, вынуждены были в январе остановить производство.
В канцелярии арбитражного суда г. Москвы подтвердили поступление заявления от НЗШВ.
В Минфине и Минэкономразвития от комментариев отказались.
Управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян считает, что “внешне позиция правительства выглядит проигрышной, но еще не было случаев, когда арбитражный суд вынес бы решение против правительства”.
Алексей Паршиков, адвокат московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры”, полагает, что НЗШВ действует правильно: “Сначала подается иск с нематериальными требованиями, за который будет заплачена небольшая госпошлина. И в зависимости от результатов его рассмотрения может быть подан другой иск, о возмещении материального ущерба, пошлина по которому устанавливается исходя из суммы иска (по Налоговому кодексу — до 100 000 руб. — «Ведомости»)”.
Председатель комитета Госдумы по экономической политике Валерий Драганов считает, что “со стороны чиновников, в частности Федеральной налоговой службы, было проявлено неуважение к бизнесу, к производителям, проявлено непонимание, что такое рынок”. “Никаких особенных причин, кроме бюрократических, не было, чтобы не подготовить все документы вовремя. Меня не удивил этот иск”, — говорит Драганов. Он полагает, что, если компания потребует возмещения ущерба и предоставит соответствующие данные, у суда будут достаточные основания вынести решение “с неприятными для правительства последствиями”. Депутат не исключает, что аналогичные иски могут быть поданы и другими алкогольными компаниями.
По словам замгендиректора НЗШВ Егорова, завод еще не подсчитывал убытки. Но Егоров не исключает, что впоследствии его компания подаст иск о возмещении ущерба. Один из участников нижегородского алкогольного рынка оценил убытки НЗШВ за январь в 10-20 млн руб.
Дмитрий Добров, начальник управления информации и внешних связей ФГУП “Росспиртпром”, на которое приходится до 30% всей производимой в стране водки и более половины спирта, оценил убытки всех производителей от январского простоя в 1 млрд руб. (без учета упущенной выгоды). Вместе с тем, по его словам, “Росспиртпром” пока не рассматривает возможность обращения в суд. Крупнейший производитель алкоголя на Северо-Западе петербургский завод “Ливиз” в суд тоже не собирается. Член совета директоров компании Юрий Локтионов считает, что у алкогольных бизнесменов очень мало шансов доказать виновность правительства РФ в суде.
Справка:
ОАО “Нижегородский завод шампанских вин” (НЗШВ) – один из крупнейших российских производителей игристых вин. Выручка предприятия за девять месяцев 2005 г. составила 204,534 млн руб., чистый убыток – 14,283 млн руб. 43,15% акций НЗШВ принадлежит гендиректору завода Юрию Лисенкову. По оценкам маркетингового агентства “Бизнес Аналитика”, объем алкогольного рынка в России в 2005 г. составил $19,7 млрд (без учета слабоалкогольных коктейлей и пива), в том числе водочного – более $14 млрд.