С марта 2014 г. в Крыму не открылось ни одного магазина крупных российских продуктовых ретейлеров. Хотя два региона с 2,5 млн жителей генерируют очень заметный оборот в рознице: 239,2 млрд руб., из которых 137,7 млрд руб. приходится на food-сегмент.
Вместе с тем, там успешно работают международные сети — французский Auchan, немецкое Metro, а также украинская Fozzy Group.
Логика наложенных Евросоюзом санкций на Россию и Крым предполагает строгое наказание для тех, кто пожелает инвестировать и работать на спорных территориях под управлением российских властей. Во многом поэтому крупный российский бизнес либо полностью отказывается работать в Крыму, либо делает это через третьи фирмы.
Однако Auchan, Metro и Fozzy никаких нехороших последствий пока почему-то не боятся.
Все три эти сети работали в Крыму еще до марта 2014 г. После присоединения Крыма к России руководство Auchan долго думало, к какому подразделению отнести гипермаркет в Симферополе — российскому или украинскому. В итоге в центральном офисе компании во Франции приняли решение передать магазин российской "дочке". По сути, это было решение о том, продолжать ли там работу: смог бы магазин работать в Крыму с украинской "пропиской" — большой вопрос. В любом случае, теперь гипермаркет в Симферополе работает под тем же юрлицом, что и все остальные "Ашаны" в России — ООО "Ашан".
В штаб-квартире Auchan пока не ответили на вопрос Retailer.RU о работе симферопольского "Ашана" в режиме санкций. В московском офисе компании заявили, что товары в магазин доставляются через Керченскую паромную переправу. Однако ставка на паромы может привести к перебоям в поставках, потому что это далеко не самый надежный канал: из-за штормов и во время массовых перемещений туристов машины стоят в очередях на паромы по несколько суток.
Немецкий ретейлер Metro, чьи два гипермаркета также находятся на полуострове, нашел другой выход из ситуации. В апреле 2014 г. компания закрыла свои магазины в Симферополе и Севастополе, а позже вновь открыла, но уже под другим юридическим лицом, зарегистрированным в Крыму. В российском подразделении Metro сообщили, что крымские магазины к ним не относятся. В центральном офисе компании в Дюссельдорфе на запрос Retailer.RU не ответили.
После присоединения Крыма к России украинская Fozzy Group закрыла четыре принадлежащих ей магазина "Фора", которые работали на полуострове. Однако другие торговые сети компании сохранили свое присутствие в регионе. На официальном сайте Fozzy Group сказано, что в Симферополе работает гипермаркет Fozzy, а также два супермаркета "Сильпо". Помимо этого, "Сильпо" работают в Севастополе, Керчи и Ялте (всего десять магазинов). В пресс-службе Fozzy Group сообщили, что не могут предоставить информацию о магазинах, работающих в Крыму под их брендами.
"Про Крым пока не говорим"
В июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме глава Севастополя Сергей Меняйло заявил, что к полуострову присматриваются российские сети "Лента" и "Магнит". "У нас в Крыму есть сети "Метро" и "Ашан", а "Лента" и "Магнит" пока ведут разведку", — сказал он тогда.
Однако в "Ленте" сообщили, что конкретных планов по развитию сети в Крыму у компании пока нет. В "Магните" не ответили на запрос Retailer.RU.
Другие российские продуктовые ретейлеры пока тоже не задумываются об открытии на полуострове своих магазинов. В ГК "Дикси" заявили, что стратегия развития компании не подразумевает выход на розничный рынок Крыма. В "О’Кее" заявили, что открывать магазины в Крыму пока не планируется. Представители ретейлера пояснили, что компания рассматривает регионы с налаженной логистикой. "Про Крым мы пока не говорим", — добавили они. Видимо, Керченский пролив и украинские пункты пропуска в Херсонской области отнести к надежным логистическим каналам не удается.
Продуктовый дискаунтер "Верный" предпочитает открывать новые точки на уже освоенных территориях. "Есть территории, на которых мы спокойно можем открывать магазины. В основном это наши территории, на которых мы уже работаем", — сообщил гендиректор "Верного" Олег Высоцкий. На вопрос о сложностях доставки товаров на паромах он ответил, что "пока у компании нет планов открыть магазин в Крыму, поэтому фантазировать о доставке паромом не хочется".
Отсутствие господдержки и безналичного расчета
Одна из причин, по которой российские ретейлеры не спешат идти в Крым — это отсутствие безналичного расчета, считает вице-президент по развитию Sela Эдуард Остроброд. "Безналичный расчет — это 15–20% оборота", — подчеркнул он.
Не исключено также, что российские ретейлеры мешкают с экспансией на полуостров из-за отсутствия поддержки со стороны государства. Заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов недавно косвенно дал понять, что в ближайшее время правительство не будет поддерживать выход российских сетей в Крым. В разговоре с корреспондентом Retailer.RU он сказал, что на территории полуострова активно развиваются малые торговые форматы и рыночная торговля. Видимо, по замыслу министерства, этого должно хватить, чтобы обеспечить продовольствием 2,5 млн жителей региона.
В то же время в Министерстве промышленной политики Крыма заявили, что со стороны местных властей нет препятствий для развития на полуострове российских тоговых компаний. В ведомстве не смогли оперативно ответить, ведет ли кто-то из российских продуктовых ретейлеров сейчас переговоры с крымским правительством об открытии магазинов на территории полуострова.
Отсутствие поддержки со стороны правительства — не единственная проблема российских ретейлеров. 20 сентября украинские активисты начали продовольственную блокаду Крыма. Они перекрыли дороги на трех пропускных пунктах — Чонгар, Каланчак и Чаплинка, отказавшись пропускать на полуостров грузовики с украинскими товарами. Они считают "аморальными" поставки продовольствия на территорию, которая, с точки зрения Украины, является оккупированной.
Чем кончились попытки российских ретейлеров выйти на рынок Украины
Российские ретейлеры еще задолго до нынешнего политического кризиса несколько раз заходили на украинский рынок и уходили с него, жалуясь на высокую конкуренцию и низкие доходы.
В 2007 г. сеть "О’Кей" открыла четыре магазина в Киеве, Кривом Роге, Запорожье и Харькове общей площадью 36 тыс. кв. м. По итогам 2008 г. их выручка составила 740 млн гривен. Это около $140–150 млн по курсу на тот момент, примерно столько же в среднем давал один гипермаркет "О’Кей" в России. Свой пятый гипермаркет компания планировала открыть в Симферополе, однако в 2009 г. она закрыла все магазины и ушла с украинского рынка. Недостроенную точку "О’Кей" продал французскому Auchan.
Сеть "Перекресток", которая сейчас входит в X5 Retail Group, вышла на украинский рынок в 2005 г. через покупку франчайзинговых магазинов международного ретейлера Spar. Через три года менеджмент компании заявил о прекращении активного развития на Украине с сохранением своего присутствия (десять магазинов в Киеве). В 2014 г., после года поисков покупателя на свои украинские точки, X5 продала их местной компании Varus.
Фото: сайт CIT.ua