Оптимистичные и пессимистичные прогнозы от компаний "Ингосстрах" и "Техношок", а также рассуждения об эффективности BTL и ATL рекламы.
Дата записи: 28 ноября. Размер: 62,4 Мб. Время: 17 минут 18 секунд.
Смотрите предыдущую серию круглого стола:
Серия 1. Первые лица компаний "Буквоед", "Унция", "Центральные булочные", "Улыбка радуги" и Befree о кризисе в целом и его влиянии на ритейл.
Владимир Храбрых (директор Северо-Западного регионального центра ОСАО «Ингосстрах): — Хорошо, если бы кризис закончился раньше, чем через пять лет. Я вчера прочитал статью бывшего экономиста из правительства, который прогнозирует 12-14 лет кризиса.
В нашей компании мы имеем два плана развития в следующем году: оптимистичный (-10%) и пессимистичный (-40%). Страхование было завязано на кредитном портфеле, и у нас его доля составляла около 45%. Если за девять месяцев 2008 г. «Ингосстрах» вырос на 40-45%, то в ноябре роста уже нет.
Согласно нашей стратегия оптимизации, мы сокращаем все непрофильные виды деятельности. Сокращения коснулись отделов рекламы, развития и маркетинга. Сейчас нам важно сохранить то, что имеем, и найти специальные продукты, ориентированные под кризис. Поэтому речь о развитии пока не идет.
Застраховаться от кризиса пока невозможно. Кто первый придумает такой продукт, скорее всего, разорится |
В банковской сфере осталось работать Сбербанк, ВТБ и «Газпромбанк». Скорее всего, основная доля страхового рынка также будет принадлежать трем крупным страховым компаниям. В условиях кризиса большое значение будет иметь критерий надежности, и клиент будет обращать на это пристальное внимание. Мы рассчитываем на прежний уровень продаж за счет притока клиентов со стороны крупнейших банков.
Сейчас мы более гибко подходим к кредитной политике, предоставляем рассрочку клиенту скидки и другие дополнительные условия. Специального антикризисного продукта у нас нет и застраховаться от кризиса пока невозможно. Кто первый придумает такой продукт, скорее всего, разорится.
Перспективы дальнейшего развития рынка — не радужные. За последние два года я привык увольнять людей. Это — не страшно. Сталкиваться с сокращением людей больно, мне спится уже не так спокойно.
Виктор Гордейчук (президент, «Техношок»): Судя по тому, что я 30 минут пытался припарковаться на площади, кризиса в нашей стране пока нет. Если серьезно, то на данном этапе мы еще не в кризисе. Пока только девелоперский и банковский сектор почувствовали его на себе, а остальные только читают о кризисе.
Мы все судим о кризисе по цифрам, которыми владеем. Но в их достоверности никто не может быть уверен |
В октябре в сети «Техношок» продажи оказались на 15-20% выше запланированных цифр. Люди понесли деньги в магазины, чтобы уберечь от кризиса свои накопления.
Результаты работы в следующем году пока непредсказуемы. Никто не знает глубины кризиса.
В другом секторе, в котором работает наша компания – оптике — ожидаемое снижение продаж составит до 50% в денежном выражении. Продажи будут, но они сместятся от дорогого сегмента к более дешевому. Тяжело придется тем ритейлерам, кто работает в дорогом сегменте.
С другой стороны, кризис — это возможность для тех, кто не рисковал перед кризисом и имеет не очень «тяжелый» кредитный портфель. Сейчас гораздо легче найти площади под новые магазины. Многие торговые центры, в которых мы планировали открытия не могут начать работу из-за неполного набора операторов. Эта тенденция пока не касается рынков Москвы и Санкт-Петербурга.
Наша сеть также имеет несколько сценариев развития в зависимости от глубины кризиса. В оптимистичном сценарии на рынке ничего не изменится, но не будет роста продаж. В пессимистичном — рынок упадет. Например, в первые месяцы кризиса 1998 г. в области торговли электроникой был 40% спад продаж, но через несколько месяцев начался рост. Я не думаю, что в 2009 г. падение будет бОльшим. Но для многих игроков оно будет смертельным и рынок ждет консолидация по принципу приобретения разорившихся сетей по символическим ценам.
Мы все судим о кризисе по цифрам, которыми владеем. Но в их достоверности никто не может быть уверен. От глубины падения одной страны будет зависеть, насколько глубоко упадут все остальные, в том числе и Россия.
Колоссальные резервы нашей страны быстро тают. До «черного дня» этих средст, похоже, не останется. Они переводятся на российские счета за рубежом, и в стране остается все меньше денег.
Владимир Храбрых: — Виктор, «Техношок» планирует открывать новые магазины в 2009 г.?
Виктор Гордейчук: — Планируем и даже сейчас открываем новые магазины, так как вложения в них были сделаны уже давно. От каких-то проектов пришлось отказаться.
Владимир Храбрых: — Вы чувствуете снижение арендной платы?
Виктор Гордейчук: — Да, но в сегменте электроники и бытовой техники арендная плата остается на прежнем уровне, и мы пока только разговариваем об ее снижении. На помещения, арендуемые под салоны оптики, ставки снижены на символические 10%. Размер и скорость понижения стоимости аренды зависит и от региона. В Москве это проще чем в регионах.
Андрей Соловей (коммерческий директор, Leader Team): — Деятельность нашей компании делится на два направления: рекламно-маркетинговое и HR. В рекламно-маркетинговом направлении мы наблюдаем отток денежных средств из формата ATL в формат BTL.
Когда меня спрашивают, как на нашу компанию влияет кризис, то мне даже неудобно отвечать, что у нас есть прирост. |
Если раньше компании тратили деньги на ТВ- и радиорекламу, ориентированные на широкую аудиторию, то сейчас средства расходуются более разумно и оптимизировано. Формат BTL позволяет воздействовать на целевую аудиторию меньшими средствами.
Мы не заметили снижения количества заказов и не снизили темпы развития нашей компании.
В работе HR направления есть ряд положительных моментов. В сентябре, впервые за последние два года, у нас было «закрыто» все 100% вакансий. Видимо это произошло за счет того, что компании стали активно сокращать людей, которые пришли к нам.
Сейчас в ритейле востребован временный персонал. Если раньше сеть предпочитала иметь в штате человека, который мог быть не загружен на 100%, то сейчас стало выгоднее привлечь персонал на шесть рабочих часов без оформления.
Когда меня спрашивают, как на нашу компанию влияет кризис, то мне даже неудобно отвечать, что у нас есть некоторый прирост.
Участники круглого стола:
Даниил Сомов, совладелец ИД Retailer, Денис Котов, генеральный директор и основатель сети «Буквоед»; Аркадий Пекаревский, основатель, вице-президент и совладелец магазинов Sela; Михаил Уржумцев, генеральный директор befree, Zarina, Taxi; Сергей Николаев, управляющий партнер сети магазинов «Унция»; Виктор Гордейчук, президент «Техношок»; Филипп Капчиц, генеральный директор представительства корпорации Sela в Санкт-Петербурге; Владимир Храбрых, директор Северо-Западного регионального центра ОСАО «Ингосстрах»; Андрей Соловей, директор по развитию компании Leader Team; Петр Грек, коммерческий директор сети аптек «Первая помощь»; Елена Говорун, финансовый директор, «Центральные булочные»; Дмитрий Румянцев, председатель совета директоров, «Улыбка радуги»; Андрей Иванов, руководитель отдела аутстаффинга Leader Team.