С начала осени 2008 года падение продаж в сегменте строительного ритейла составило почти 40%. Несмотря на это эксперты уверены, что в условиях кризиса строймаркеты пострадают меньше всего.
По данным Colliers International, на сегодняшний день доля строительных центров на петербургском рынке составляет 9,3% в совокупной структуре предложения действующих торговых объектов. В 2005 году этот показатель не превышал и 7%. Больше всего специализированными строительными центрами (более 4 тыс. кв. м арендопригодной площади) обеспечены Московский, Приморский и Выборгский районы. Объем строительных центров формата DIY на начало июля 2009 года составляет 354 тыс. кв. м.
Основными игроками на рынке являются ИКЕА, "К-Раута", "Метрика", "Старик Хоттабыч", "Максидом", Castorama, OBI и "Домовой". О работе в этом направлении заявила также компания "Старт Девелопмент", планирующая дальнейшее развитие сети гипермаркетов "Старт", и торговый дом "Вимос", занимающий лидирующие позиции на рынке строительных товаров Ленинградской области.
Сделай все сам
Снижение платежеспособности населения привело к изменению потребительских предпочтений и появлению новых тенденций. Если до кризиса аналитики предрекали большое и светлое будущее строительным бутикам с элитными товарами и сетям, работающим в дорогом сегменте с большим ассортиментом и высоким качеством обслуживания, то сегодня очевидны признаки развития таких форматов как DIY ( do it yourself — "сделай сам"). "До кризиса люди приобретали себе квартиры и коттеджи и, соответственно, спрос на строительные материалы был повышенным. Тогда пользовались популярностью все типы материалов — от дешевых российских до дорогих импортных. Сейчас популярностью пользуется сегмент недорогих строительных материалов, который приобретаются людьми для решения текущих задач, например мелкого ремонта, — говорит руководитель отдела оценки АРИНа Инна Попова. — Многие люди, которые в прошлые времена предпочли бы заказать ремонт в строительной компании, либо, если говорить о загородном рынке, купить готовый дом в коттеджном поселке, сейчас пытаются все это сделать самостоятельно с привлечением наемных бригад. Соответственно, товары для таких строек обычно приобретаются в розницу".
Впрочем, еще до кризиса операторы рынка начали осознавать, что магазины, работающие в формате (DIY), могут принести значительную прибыль. Об интересе ритейлеров к этому сегменту свидетельствует увеличение доли маркетов "сделай сам", которая до настоящего времени составляла не менее 25% в год. По данным экспертов, окупаемость таких магазинов в среднем составляет 4-5 лет, однако при выстраивании грамотной концепции проекты могут начать приносить доход еще быстрее. Так, еще в 2006 году два крупнейших западных ритейлера — сети Castorama и Praktiker — заявили, что обычная окупаемость их магазинов не превышает года.
Несмотря на это рынок в данном сегменте пока далек от насыщения. До кризиса развитию маркетов демократичных строительных товаров препятствовали дефицит и высокая стоимость земельных участков, пригодных под строительство супермаркетов DIY. Сейчас же, когда себестоимость строительства торговых объектов упала в разы, ситуация для этого формата становится более чем благоприятной. "Сейчас стоимость строительства здания под строймаркет составляет около $700-900 за квадратный метр, — рассказывает Инна Попова. — Однако надо учитывать, что для открытия строймаркета потребуется еще вложить средства в его оснащение и закупку товаров".
Эксперты также отметили, что сегодняшний DIY-рынок ориентируется не только на индивидуальных покупателей, но и на мелкие строительные бригады, занимающиеся ремонтом квартир. И те и другие покупают строительные материалы розничными или мелкооптовыми партиями.
Цены стали скромнее
Строительные магазины, работающие в сегменте "мидл-класс", также стараются придерживаться разумной ценовой политики. "Для многих сейчас на первом месте находится стоимость товара, — считает Инна Попова. — Те, кто могут, откладывают до лучших времен проведение ремонтных работ и начало строительство коттеджей. Те же, кто по каким-то причинам не хотят или не могут этого делать, стараются приобретать более дешевую продукцию". Аналогичного мнения придерживается и руководитель направления консалтинга в сфере коммерческой недвижимости компании GVA Sawyer Александра Древская. "Безусловно, кризис негативно сказался и на этом сегменте рынка — падение объемов строительства ведет и к снижению объемов реализации строительных материалов. Поэтому в рамках текущей ситуации строймаркеты меняют как цены, так и ассортимент".
Сейчас у всех операторов рынка есть свои дисконтные программы, спецпредложения и просто предложения товаров по сниженным ценам. "Спрос на товары для ремонта не исчез, но значительно снизилась платежеспособность, — объясняет заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International Роман Евстратов. — Для того чтобы привлечь покупателей, практически все сети непрерывно работают в режиме скидок, распродаж, бонусов и прочих рекламно-маркетинговых приемов".
Некоторые строймаркеты начали прибегать к политике импортозамещения. Сокращение ассортимента импортных товаров наблюдается как в небольших магазинах, так и в крупных гипермаркетах. По словам Романа Евстратова, колебание курсов валют сыграло не в пользу ритейлеров. "Разумная политика предполагает включение в ассортимент товаров отечественных производителей. Хотя, к сожалению, они либо сильно уступают по качеству европейским товарам, либо имеют, как ни странно, высокую цену", — сетует он.
Большие перспективы — у самых маленьких
По мнению некоторых экспертов, в строительном ритейле, так же как и в продовольственной сфере, снова начнут возрождаться "магазины у дома" — площадью, не превышающей 500 кв. м, и так называемые магазины-склады. Есть перспективы развития и у небольших маркетов, торгующих специализированными товарами. Не исключена возможность возрастания популярности у интернет-продаж, которые наиболее удобны для людей, затеявших самостоятельный ремонт или строительство.