Еще несколько месяцев назад пищепром называли самой устойчивой отраслью в период кризиса, поскольку еда – продукт первой необходимости. Но время показало, что и это не аксиома. По данным последнего исследования компании «Эрнст энд Янг», 39% производителей готовятся к сокращению рынка продуктов питания – люди стали меньше тратить. Незначительный рост ожидают 32% компаний. При этом подъем в отдельных сегментах, как пояснили специалисты, будет в денежном выражении – из-за инфляции. В натуральных объемах выпуск товаров уменьшится.

По результатам опроса 31 российской и зарубежной компании, работающей на отечественном рынке, исследователи выяснили, что в большинстве секторов пищевой промышленности в 2009 году ожидается отрицательная динамика роста. Наиболее негативно настроены иностранцы, реализующие свой товар в России. Половина из них ждут сокращения рынка, еще 31% прогнозируют нулевой рост отрасли. Отечественные предприниматели более оптимистичны. 53% российских компаний ожидают небольшой рост в тех секторах, где представлена их продукция. 20% считают, что изменений на рынке не будет, а 27% все же ожидают падения.

Снижение продаж иностранных продуктов объясняется проведенной девальвацией рубля. Потребители отказываются от дорогого импорта в пользу более дешевых российских аналогов. С первого взгляда ситуация аналогична 1998 году – тогда отечественный пищепром поднялся на фоне резкого подорожания привозных товаров. Но сейчас подъем если и будет, то локальный. Причина – в падении платежеспособного спроса населения. В 1998 году, хотя рубль и обвалился, но «деревянных» у населения было достаточно, благодаря чему держался спрос на продукцию внутреннего производства. Сейчас же девальвация только одна из проблем, падают доходы населения в целом. По прогнозу Минэкономразвития, в 2009 году темпы роста реальной заработной платы составят только 95,9% к уровню 2008 года. А реальные располагаемые доходы населения сократятся на 8,3%.

«Падение платежеспособного спроса, конечно, основная причина трудностей у предприятий пищевой отрасли. Но к этому нужно прибавить проблемы с финансированием, – рассказала «НИ» аналитик сектора производства продуктов питания крупной финансовой корпорации Ирина Яроцкая. – Открыть кредитную линию крайне сложно, предложения банков крайне жесткие. И сами компании генерируют более низкую прибыль. Нет средств ни на расширение, ни на модернизацию производства. Компании стремятся оптимизировать издержки, некоторые сокращают производство. Бывает, что закрываются целые заводы».

Исследователи «Эрнст энд Янг» ожидают сокращения продаж в большинстве секторов рынка. В частности, сектор алкогольных напитков сузится на 10–15%, безалкогольных – на 10%. Производители молочной продукции ожидают падения в своем секторе на 0–20% в зависимости от вида товара. Производство приправ, соусов, снеков и сухариков сократится в связи со смещением потребительского спроса в сторону товаров первой необходимости. Благодаря этому ожидается рост рынка хлебобулочных изделий на 2–5%.

Зато рынок мясной продукции, по прогнозу производителей, вырастет сразу на 15%. Цифра неожиданная, ведь мясо – продукт дорогой, плюс постоянно дорожающий. По предварительной оценке Минэкономразвития, оно в 2009 году поднимется в цене на 20–22% – намного больше, чем любые другие продукты питания (включая сахар и сыр). Но г-жа Яроцкая пояснила: больше мяса есть мы не будем. «Под ростом рынка мясной продукции на 15% подразумевается рост именно в денежном выражении. Объемы производства не вырастут. Хотя производителям мяса действительно будет не так худо, как остальным. В последние годы в этот сегмент шли большие инвестиции – компании не решатся вот так сразу «порезать» производство. Плюс им поможет довольно весомая господдержка», – считает специалист.

По мнению «Эрнст энд Янг», в период кризиса компании пищепрома имеют хорошие шансы пересмотреть свои отношения с розничными сетями в более выгодную для себя сторону. Имеется в виду проблема всякого рода сборов с производителей за доступ к полкам и витринам. Более 60% предприятий пищепрома называют пресс розничных сетей самым негативным фактором в их работе. Положение вещей на самом деле безобразное: по данным ФАС, доля дополнительных выплат поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5 до 40%. Эти поборы производители, естественно, включают в цену товара. «Возможно, получится добиться улучшений. Во всяком случае, государство дало понять, что хочет сбить спесь с сетей. Розница уже делает шаги навстречу производителям. Идут переговоры о сокращении сроков перечисления платежей за поставку до 30 дней. Вероятно, сети предложат вариант, когда они оплачивают товар сразу, но товар должен идти со скидкой. Думаю, для производителей это неплохой вариант», – сказала Ирина Яроцкая.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments