Мировой экономический кризис похоже всерьез взялся за нашу страну. Массовые увольнения и резкое сокращение зарплат привели к ощутимому снижению покупательской активности. Причем, последнее время это заметно не только по Москве и Санкт-Петербургу, но и по многим ведущим в экономическом отношении регионам. В связи с данным обстоятельством часто приходится слышать разговоры о том, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями резкого изменения структуры алкогольного рынка и падения цен на алкогольную продукцию. Так ли это на самом деле и что вообще сегодня происходит на рынке?

Все респонденты единодушны в том, что главной проблемой сегодня является уменьшение объемов продаж, причем во всех ценовых сегментах. Дмитрий Пинский, директор и совладелец компании DP-Trade: «Уменьшились корпоративные заказы и поставки в рестораны на корпоративные праздники. Дорогие бутылки стали продаваться хуже. В бутиках уменьшился средний чек». Максим Каширин, президент компании Simple: «Крупные компании отказываются от новогодних банкетов, сокращают или полностью урезают бюджет на подарки. В ресторанах сокращаются винные карты, а ассортимент пересматривается в пользу более продаваемых позиций. Региональные продажи сократились в среднем на 40-50%. В некоторых дотационных регионах продажи полностью остановились». Владимир Пукиш, руководитель отдела маркетннга ОАО АПФ Фанагория: «Количество дистрибуторов (и розничных торговых точек) пока практически не изменилось. Однако почти все из них ощущают кризис неплатежей, у них растет дебиторская задолженность. В связи с этим, дистрибуторы вынуждены искусственно ограничивать отгрузки от себя к рознице. Объемы уменьшились где-то на 10%». Юрий Павлов, руководитель отдела аналитического маркетинга компании Форт: «Клиенты снижают уровень запасов до минимума, предпочитая работать с «колес»«. В равной степени это касается корпоративных клиентов, ресторанов и супермаркетов.

Кризис неплатежей и повышение ставок банковских кредитов привели к тому, что на складах таможенных терминалов скопились сотни тысяч неоплаченных бутылок. Многие крупные компании сократили поставки в 1,5 — 3 раза. По данным газеты «Коммерсант», у компании «Сварог» импорт снизился с 329 тыс. л. до 177 тыс. л., а у компании «М-Виником» и того больше — с 204 тыс. л. до 76 тыс. л. По словам Андрея Ткемаладзе, генерального директора сети винных магазинов «Коллекция вин», между заказом товара и его поставкой в розницу проходит около четырех месяцев. Все это время приходится пользоваться кредитами. Но сегодня они выросли до 30% против прежних 10-13% и получить их совсем непросто.

По данным Федеральной Таможенной Службы, в октябре, по сравнению с предыдущим месяцем, импорт вина сократился почти на 1 млн л. и составил 20,4 млн. Снижение объемов импорта, в том числе, игристых вин подтверждают и логистические компании. Татьяна Карцева, коммерческий директор International Logistic Systems (ILS) отметила, что «высокого сезона» так и не случилось. Если в течение первых восьми месяцев текущего года наблюдался стабильный прирост импорта около 30% (по сравнению с аналогичными показателями прошлого года), то в ноябре он составил всего 10%. Обычно перед Новым годом тенденция обратная.

Впрочем, складывается впечатление, что пресловутый «кризис неплатежей» многие обращают к собственной выгоде. По мнению госпожи Карцевой, региональные компании, особенно в городах-миллионниках прикрываются кризисом и откладывают взаиморасчеты с поставщиками за уже приобретенную к Новому году продукцию, направляя деньги на более значимые нужды. Насколько оправданы такие предположения будет понятно не раньше середины февраля, когда алкогольный рынок начнет готовиться к 8 марта. Если в регионах деньги все-таки есть, то в конце зимы региональным компания придется расплатиться со своими поставщиками. В противном случае, они не получат новый товар, и весенний сезон будет провален, что грозит огромными убытками уже для них самих.

Однако, даже в этих непростых условиях некоторые импортеры и негоцианты продолжают успешно работать. Так компания Simple в октябре увеличила поставки с 1,6 до 1,8 млн л., более того, открыла новый винный бутик сети Grand Cru. Максим Каширин (Simple) отмечает лишь техническую коррекцию импорта: «Мы стремимся не перегружать склад в связи с отсутствием традиционного предновогоднего спроса». По словам Дмитрия Пинского, для компании DP-Trade главной проблемой является не «финансовый голод», а снижение потребительского спроса. Компания традиционно избегает серьезной кредитной зависимости, пуская на развитие бизнеса часть реальных доходов.

Впрочем, нет худа без добра. По мнению наших респондентов, кризис несомненно «очистит» рынок от слабых игроков и освободит новые ниши для серьезных компаний. Кроме того, непростая ситуация в сфере продаж стимулирует к выработке новых маркетинговых идей. О некоторых рассказывает Влада Лесниченко, генеральный директор сети винотек Grand Cru: «Мы стали уделять много внимания специальным клубным программам, организуем выездные дегустации, открываем при винотеках винные курсы, разрабатываем новые предложения по сочетанию вин по бокалам с гармоничной закуской, организуем небольшие вечеринки в камерной атмосфере. В условиях отказа от крупных корпоративных праздников это пользуется спросом. Люди, даже обеспеченные, стали реже ходить в рестораны, предпочитая ужинать дома. Поэтому мы широко практикуем доставку вин нашим клиентам на дом».

Главный вопрос — чего в этой непростой и крайне противоречивой ситуации ожидать нам, простым поребителям. Скорее всего, в преддверии новогодних праздников никакого дефицита алкоголя не будет. Импорт падает пропорционально снижению покупательской активности. Впрочем, резкого обрушения цен в ближайшем будущем ожидать тоже не придется. Дмитрий Пинский (DP-Trade) свое отношение к сложившемуся положению сформулировал следующим образом: «За последние полгода у нас не было и в ближайшей перспективе не планируется никаких изменений цен. Сегодня мы дешевле многих конкурентов. Так по Бордо, там где сравнение оптовых цен прямое — мы дешевле их не менее, чем на 20%. По другим винам, где сравнение непрямое, то есть более профессиональное — та же картина». Максим Каширин (Simple) прогнозирует незначительное снижение цен к началу следующего года: в среднем сегменте максимум на 10-15%, в премиум сегменте и того меньше — 5-10%. Частично это уже произошло. О дальнейшей перспективе можно будет говорить не раньше весны. Впрочем, нельзя исключать более драматического развития событий: «Компания на грани банкротства неизбежно будет распродавать продукцию по любой цене. Аналогичным образом будут действовать банки, реализуя залоговые вина». С ним согласен Дмитрий Пинский (DP-Trade): «Если банки начнут выкидывать на рынок залоговые вина наших конкурентов, это исказит честную ценовую политику». По мнению Юрия Павлова (Форт), цены останутся на прежнем уровне до февраля 2009 года, а затем незначительно вырастут. Владимир Пукиш (Фанагория) также предполагает возможный рост цен в связи с увеличением акцизов. Впрочем, он признает, что форс-мажорные обстоятельства (прежде всего, продолжающийся спад покупательской способности и нехватка ликвидности) могут повернуть ситуацию куда угодно.

Что ж, нам остается только ждать и надеяться, что хорошие вина не исчезнут с полок отечественных магазинов. По крайней мере, до весны…

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar