Калужская торгово-промышленная группа «Кристалл» переориентируется на контрактное производство. Как стало известно «Бизнесу», вслед за розливом водок private label для «Пятерочки» и «Копейки» компания Сергея Зивенко начинает разливать водку «Чайковский» по лицензии торгового дома «Времена года». Эксперты полагают, что ТПГ наращивает объемы производства на фоне сокращения продаж своего основного водочного брэнда «Гжелка».
Контрактным производством ТПГ «Кристалл» занялась осенью прошлого года, когда завод начал разливать водку «Ладная» — private label «Пятерочки». Позже компания заключила договор о производстве private label с «Копейкой», однако пока производство не началось.
Как рассказал «Бизнесу» президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко, теперь заключен договор с ТД «Времена года» о производстве водочного брэнда «Чайковский». В конце апреля «Чайковский» начнет производиться на калужском заводе ТПГ «Кристалл», уточнил Зивенко. Эту информацию подтвердил исполнительный директор ТД «Времена года» Григорий Аванесян. «Раньше „Чайковский” разливался на „Туласпиртпроме”, но из-за корпоративных конфликтов предприятие было закрыто»,— поясняет Аванесян.
Объемы производства «Чайковского» в Калуге не раскрываются, Аванесян лишь отметил, что «речь идет о нескольких десятках тысяч бутылок». По данным «Бизнес-Аналитики», доля «Чайковского» в 2005 году в сегменте субпремиум (115–220 руб. за 0,5 л) составила 0,7%.
Переносить производство других своих марок на мощности ТПГ менеджмент «Времен года» не планирует, говорит Аванесян. «Наша стратегия останется прежней: разливать водку на разных заводах»,— отметил он.
Участники рынка считают, что увеличение портфеля лицензионных марок ТПГ объясняется снижением продаж основного брэнда компании — «Гжелки».
«В 2003 году „Гжелка” ежемесячно продавалась в объеме 450–500 тыс. дал, сейчас — всего 70 тыс. Восстановить позиции существующим портфелем „Кристаллу” практически нереально, вот они и привлекают марки конкурентов»,— рассказывает гендиректор крупного производителя и дистрибутора алкоголя. «Со снижением производства „Гжелки”, павшей жертвой патентной войны с „Ливизом”, у ТПГ снизилась загрузка мощностей. В этой ситуации есть два пути: увеличить инвестиции в маркетинг или разливать водку по заказу»,— говорит брэндменеджер алкогольного направления холдинга «Синергия» Евгений Гончаров.
Косвенно это предположение подтверждает и сам Зивенко: «Мы сосредоточились на продвижении „Белого золота” и новых марок. „Гжелка” для нас уходит на второй план».
Аналитик ИК «Финам» Ольга Самарец отмечает, что контрактным производством занимается не только ТПГ «Кристалл», но и другие крупные производители: группа ОСТ разливает private label для «Седьмого континента», московский «Кристалл» — «Путинку». «Это логично: рынок крепкого алкоголя сокращается, мощности большинства производителей не загружены. А ТПГ получила возможность не только сохранить свою долю, но и нарастить производство»,— констатирует Самарец.