Сотрудников муниципалитетов хотят лишить права контролировать рынки, ярмарки выходного дня и другие торговые объекты, а также проверять работу недропользователей и ход строительства подземных объектов. Соответствующий законопроект, подготовленный заксобранием Архангельской области, в ближайшее время внесут в Госдуму (документ есть в распоряжении "Известий"). Сейчас предприятия, работающие в этих сферах, проверяют главные контролирующие инстанции — Роспотребнадзор и Министерство природных ресурсов, а также с проверками приходят и муниципальные служащие. По мнению депутатов, такой двойной контроль мешает нормальной работе бизнеса и усиливает коррупционную составляющую. Депутаты ГД заявили, что считают работу муниципалитетов эффективной, однако судьба предлагаемых поправок будет определена после детальной проработки текста законопроекта.

Директор правового департамента администрации губернатора и правительства Архангельской области Игорь Андреечев пояснил "Известиям", что сейчас бизнес терроризируют проверками.

— Мы предлагаем упорядочить виды муниципального контроля и полномочия муниципалитетов. Мы считаем, что три вида муниципального контроля — за розничными торговыми объектами, в целом в торговой сфере и за недропользователями — излишни, потому что система слишком забюрократизирована. По этим направлениям сейчас существует двойной контроль, то есть бизнесменов проверяют и основные контролирующие организации (Роспотребнадзор, Министерство природных ресурсов), и местные власти — муниципалитеты, — говорит Андреечев. — Нужно убрать лишние проверочные предприятия от тех органов, которые не являются основными. Соблюдение СанПиНов проверяет Роспотребнадзор, обеспечение безопасности — МЧС, порядок проведения кассовых операций — налоговая служба. У муниципальных же служащих нет четких критериев для проверки, следовательно, они приходят на предприятия и проверяют эти же параметры. А затем если находят нарушения, то передают их в тот же самый Роспотребнадзор. Мы считаем, что бизнесу нужно дать нормально работать, а не мучить излишними ревизиями.

При этом Андреечев добавил, что законопроект также предусматривает наделение полномочиями муниципалитетов по контролю за продажей алкогольной продукции.

— В федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не прописана ответственность местных органов власти за контроль по продаже алкогольной продукции. При этом в отраслевом законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления (распития) алкогольной продукции" муниципальный контроль предусмотрен. Для устранения недопонимания мы считаем необходимым прописать ответственность муниципалитетов по этому вопросу в основной закон, — объясняет Андреечев. — Это крайне важно, поскольку по действующему законодательству спиртные напитки не должны продаваться на территориях, прилегающих к образовательным, культурным и медицинским учреждениям. Границы этих территорий определяют муниципальные служащие, в то время как лицензионные органы, выдающие разрешение на торговлю, не всегда знают, где именно находятся точки по продаже таких напитков и попадают ли они на эту запретную территорию. В связи с этим именно сотрудники муниципалитетов должны осуществлять этот контроль.

Председатель профсоюза предпринимателей "Лига свободы" Владлен Максимов считает, что отказ от двойного контроля крайне важен для нормальной работы бизнеса.

— Надо помнить, что, помимо основных контролирующих инстанций, таких как МЧС или Роспотребнадзор, никто не отменял проверочные рейды МВД и миграционной службы, которые также следят за соблюдением норм работы предприятий, — сказал Максимов.

Зампред комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, единоросс Дмитрий Вяткин отметил, что законопроект будет детально проработан, как только поступит в профильный комитет.

— Необходимо оценить, насколько целесообразны предлагаемые изменения, и детально проработать текст законопроекта, — сказал он.

В свою очередь, депутат от "Справедливой России", зампред комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Александр Агеев уверен, что если представителей муниципальной власти лишить возможности контроля, то их необходимо обеспечить материальными средствами для проведения опросов и других видов общественной деятельности.

— Сотрудники муниципалитетов — это люди, остро чувствующие проблемы и недостатки жизни граждан, поэтому лишать их возможности вмешиваться в определенные сферы деятельности, не предоставляя ничего взамен, несправедливо, — считает Агеев.

По мнению доцента департамента государственного и муниципального управления ВШЭ Павла Кудюкина, проверки со стороны местных властей действительно могут нести в себе высокую коррупционную составляющую.

— Так как у муниципальных служащих нет четких критериев для проверки, то давление на предпринимателей может быть крайне серьезным. По сути дела, представители муниципалитета могут шантажировать проверяемого тем, что передадут информацию в вышестоящие инстанции, если он не согласится на их условия, — рассуждает Кудюкин. — Такая проблема не сильно актуальна для Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку это города федерального значения и права муниципальной власти крайне урезаны. Но зато касается других городов-миллионников и крупных субъектов.

Отметим, что в Москве и Санкт-Петербурге, согласно федеральному закону о местном самоуправлении, принятом в 2003 году, муниципалитеты занимаются вопросами опеки и попечительства, военно-патриотической работой и обустройством спортивных площадок. Также они могут передавать свои предложения по использованию земли органам исполнительной власти — управам и префектурам. В то время как муниципалитеты в других субъектах РФ обладают гораздо большими полномочиями, главное из которых — право распределения и утверждения местного бюджета.

Депутат районного совета Тропарево-Никулино Владимир Гарначук отметил, что муниципалитет представляет собой альтернативу исполнительной власти.

— Контроль со стороны муниципальных служащих оправдан и нужен, поскольку, как показывает практика, рынки и другие торговые объекты часто являются кормушками для чиновников, — сказал Гарначук. — Предложение о лишении муниципалитетов полномочий по контролю свидетельствует о том, что муниципалитеты в принципе хотят искоренить как ненужный элемент в управленческом механизме.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments