Как стало известно, управляющая компания «Кора» проведет допэмиссию своих акций на сумму 460 млн руб. Также компания заявила о планах по размещению на публичном рынке облигаций на 1 млрд руб. Привлеченные средства «Кора» планирует инвестировать в строительство 8 магазинов в Кемерово, Березовском, Киселевске, Ленинск-Кузнецке, Прокопьевске и Новокузнецке. По оценкам экспертов, рыночные позиции «Коры» позволяют рассчитывать на ставку купона при размещении облигаций в размере около 12%. Специалисты отмечают, что для местных игроков региональная экспансия становится логичным способом дальнейшего развития, на которое им требуется сравнительно меньше средств, чем крупным федеральным игрокам.
Группа компаний «Кора» создана в 1997 г. Розничная сеть магазинов «Кора» (ООО «Кора-ТК», Кемерово) сегодня насчитывает 16 магазинов общей площадью более 15 тыс. кв. м в Кемеровской области, находящихся под управлением ОАО «Управляющая компания «Кора» (УК «Кора»). Выручка сети в 2005 г. составила 3,6 млрд руб., а чистая прибыль – 213 млн руб. По прогнозам компании, выручка сети ее магазинов в текущем году возрастет до 5,3 млрд руб., а чистая прибыль – до 271 млн руб. Обеспечить рост показателей в компании намерены за счет экспансии. В 2006 г. «Кора» планирует увеличить свою долю на розничном рынке Кемеровской области до 15%.
Как стало известно, на днях ФСФР зарегистрировала допэмиссию акций УК «Кора» на сумму в 460 млн руб. Размещение пройдет по закрытой подписке. Как рассказал RBC daily гендиректор УК «Кора» Сергей Степанов, допэмиссия акций станет дополнительным источником финансирования экспансии компании в сибирские регионы и развития торговой сети в базовой для нее Кемеровской области. Основным же источником инвестиций станет дебютный публичный выпуск трехлетних облигаций компании на 1 млрд руб. в июле-августе текущего года.
По мнению Степана Ермолкина, аналитика ИФК «Алемар», организатора размещения займа «Кора», если бы размещение облигаций проходило сегодня, то доходность могла бы составить около 11,5-12% годовых. «Это соответствует средней ставке кредитования компании плюс небольшой премии к рынку за дебютный публичный заем», – пояснил он RBC daily. Как отмечает Татьяна Бобровская из «Брокеркредисервиса», инвесторов может привлечь ожидаемая ликвидность бумаг, обусловленная величиной займа, а также относительно высокий уровень доходности компании. «У «Коры» чистая рентабельность составляет 5,9%, что соответствует уровню таких гигантов, как «Пятерочка» и «Седьмой Континент», и выше, чем у «Магнита» (1,9%)», – отметила она RBC daily. По ее оценке, ставка купона при размещении облигаций «Коры» составит от 11,8 до 12%, что соответствует премии порядка 2% к доходности облигаций крупных ритейлеров.
По мнению экспертов, спрос на облигации компании может превысить предложение. «Даже на предварительном этапе подготовки займа к размещению к компании проявили интерес несколько крупных банков, открыв на нее кредитные лимиты и выразив интерес к участию в финансировании ее деятельности. Однако до государственной регистрации выпуска облигаций его параметры и любая другая информация не разглашается», – отмечает Степан Ермолкин. «Впрочем, для «Коры» выход на публичный рынок с облигациями на 1 млрд руб. – смелый шаг, – считает Татьяна Бобровская. – Бумаги компании по своим параметрам близки к выпускам ритейлеров, входящих в первую десятку торговых сетей России. Инвесторы проявляют повышенный интерес к таким бумагам, но с осторожностью относятся к займам небольших новых эмитентов с короткой кредитной историей, знакомых узкому кругу инвесторов».
Напомним, что в декабре прошлого года «Кора-ТК» уже занимала деньги на строительство универсама и магазина формата cash & carry в Кемерово. Для этого компания разместила рублевые векселя на 150 млн руб. со сроком обращения три месяца. Доходность этих бумаг составила 15,5%. Размещая векселя, «Кора» обнародовала свой инвестиционный план, предусматривающий с 2006 по 2008 гг. строительство и открытие в общей сложности 17 магазинов, в том числе в Кемерово, Новокузнецке, Барнауле, Томске, Новосибирске. По словам Сергея Степанова, сейчас компания достраивает торговый центр площадью 40-50 тыс. кв. м с рабочим названием «Гуляй-город» в центральном районе Новосибирска на участке в 2,8 га. «За 102 млн руб. мы приобрели право аренды этого участка на 2 года с возможностью выкупа в собственность».
По словам Сергея Степанова, привлекаемые в этом году инвестиции пойдут на другие объекты. Приоритетными для своего развития в ближайшие годы в «Коре» считают Кемеровскую и соседние области. «В этом году мы планируем строительство 8 объектов: в Кемерово, Березовском, Киселевске, Ленинск-Кузнецке, Прокопьевске и Новокузнецке, – говорит Сергей Степанов. – В перспективе мы хотим создать компанию, которая могла бы обслуживаться через единый распределительный центр площадью 25 тыс. кв. м в Ленинск-Кузнецке. Таким образом, получится сеть, обслуживающая Кемеровскую область и трех соседей: Томскую, Новосибирскую области и Алтайский край». По данным РБК, по объему розничного оборота Кемеровская область занимает первое место в Северном федеральном округе. «Оборот розничной торговли в Кемерово за 2005 год вырос на 19% – до 44,4 млрд руб., среднедушевой доход населения составил 10 тыс. 470 руб. на человека, – отмечает Сергей Степанов. – В соседних регионах показатели практически те же».
По мнению директора региональных программ Национальной торговой ассоциации Ивана Белянкина, успешные региональные розничные операторы пока не испытывают сильного давления со стороны федеральных игроков. «Ориентация на покупателей с высоким уровнем дохода, сложности с логистикой, отсутствие подходящих торговых помещений и целый ряд других обстоятельств стали для крупных общероссийских сетей сдерживающим фактором, – сказал он RBC daily. – При этом многие местные операторы развиваются уже не первый год, и поколебать их позиции непросто. Так что нет ничего удивительного в том, чтобы воспользоваться моментом и занять как можно большую долю рынка соседних регионов, которые им хорошо знакомы. Там имеются наработанные связи, похожи покупатели и т.д.». В «Коре» рассчитывают, что привлеченных средств хватит на запланированную экспансию. Строительство торговых объектов в Сибири обходится относительно дешево по сравнению с центральной частью России. По оценке Татьяны Бобровской, на привлеченные средства компания сможет открыть от 15 до 25 новых торговых объектов в зависимости от их формата. «Открытие супермаркета может обойтись от 1 до 2 млн долл., гипермаркета – в 10 млн долл.», – считает она.