После кризиса российские покупатели тратят свои деньги более рационально. Как рассказала «Ведомостям» директор по развитию бизнеса в России и Северо-Восточной Европе Nielsen Илона Лепп, продажи, упавшие в кризис, быстрее восстанавливаются в тех категориях, где ниже рост розничных цен на товар
К примеру, продажи кетчупов и соусов в 2010 г., выросли в денежном выражении на 46% по сравнению с 2008 г., когда начался кризис. Средняя цена на продукты этой категории за два года выросла на 15%. Продажи жевательной резинки за два года снизились на 20% при росте цен на 35%, продажи пива в 2010 г. были на 18% ниже, чем в 2008 г. при росте цен на 31%, сигарет — на 11% при росте цен на 37%. Цены на шоколад поднялись на 27% — продажи снизились на 11%, зубная паста стала дороже на 26%— продажи снизились на 8%.
На докризисный уровень быстро вернулись продажи товаров первой необходимости. По товарам высоких ценовых категорий— например, на французские сыры и хорошее вино— спрос все еще не восстановился.
Особенно ярко зависимость спроса от розничных цен прослеживается в молочной отрасти. На сегодняшний день розничные цены на молочную продукцию выросли и производители отмечают падение спроса. Также от кризиса не могут оправиться рынки соков, средств личной гигиены, бытовой техники.
Кроме того, наблюдается падение в пивной отрасли, которое связано прежде всего с ростом розничных цен из-за трехкратного повышения акцизной ставки и неурожая ячменя. Квас, по данным Nielsen, подорожал при этом всего на 8%. Падение спроса на табачном рынке объясняется снижением доходов населения в кризис и отчасти ростом ставок акциза.
По данным Росстата, индекс цен на продовольственные товары в 2008 г. вырос на 16,5%, в 2009 г.— на 6%, в 2010 г.— на 12,9%. Непродовольственные товары дорожали медленнее— на 8% в 2008 г., на 9,7%— в 2009 г. и на 5— в 2010 г.