Рост цен на сигареты в России привел к резкому увеличению контрафактной продукции: за последние полгода ее объемы выросли в 2,5 раза, подсчитали в TNS. Доля подделок составляет 0,5%, примерно такой же объем может приходиться на нелегальные поставки сигарет из Белоруссии и Казахстана. Рекордсмены по объему контрафакта — республики Северного Кавказа.
"TNS Россия" по заказу табачных компаний провела опросы курящих россиян (возраст от 19 до 64 лет) в разных регионах: респондентам предлагалось показать имеющуюся у них пачку сигарет, подлинность которой оценивали отраслевые эксперты. Исследования показали, что если в третьем квартале 2013 года доля контрафактной продукции была 0,2%, то в первом квартале текущего года она увеличилась до 0,5%. Наиболее высокая доля контрафакта отмечена в республиках Северного Кавказа: там она составляет 1,6% — это втрое больше, чем в среднем по России. Также много контрафактных сигарет в регионах, граничащих с Белоруссией (Брянская и Смоленская области) — 0,7% и Казахстаном (Саратовская, Самарская, Оренбургская и Челябинская области) — 0,4%.
В компании "БАТ Россия" (марки Kent, Vogue) на основе данных TNS подсчитали, что в 2013 году объем контрафактных сигарет в России исчислялся 31,5 млн пачек (по данным Росстата, легальное производство сигарет в России в прошлом году составило 390 млрд штук, или около 19,5 млрд пачек), а по итогам этого года может достигнуть уже 80 млн пачек. Этот объем, по словам директора по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Александра Лютого, мог бы принести бюджету свыше 2 млрд руб. налогов. "Сейчас в среднем на налоги, акциз и НДС приходится больше 50% стоимости легальных сигарет. Подпольные производители налоги не платят, а разницу забирают себе",— отмечает господин Лютый.
Как говорят в "БАТ Россия", контрафактные сигареты попадают на российский рынок из соседних стран, например, Китая и Украины. Но есть и местное производство: в прошлом году были закрыты три крупных подпольных производства в Ярославской, Курской и Воронежской областях. Такие производства в России были выявлены впервые за последние пять лет, отмечает Алексей Ким, директор департамента по корпоративным вопросам "Филип Моррис Интернэшнл" в России (марки Marlboro, Parliament).
Основной причиной роста контрафакта участники рынка называют рост налоговой нагрузки на отрасль, что вынуждает табачные компании увеличивать цены на свою продукцию. В 2014 году минимальная специфическая ставка акциза на сигареты повысилась на 42,5%, составив не менее 1040 руб. за 1 тыс. штук. В результате средняя стоимость пачки российских сигарет выросла на 20,9% — с 43 до 52 руб. (данные БАТ). "Доступность легальных сигарет для потребителя снизилась, в то же время у криминальных структур повысилась материальная заинтересованность в производстве контрафакта",— говорит директор по коммуникациям JTI (марка Winston, Sobranie) Анатолий Верещагин. Другой причиной увеличения доли контрафакта он называет несовершенство российского законодательства: "В частности, нет возможности конфискации оборудования, на котором выпускается контрафакт, а также отсутствует контроль за импортом сырья".
Кроме контрафакта источником нелегальных сигарет в стране является контрабанда из соседних Белоруссии и Казахстана, партнеров России по Таможенному союзу, у которых акцизы на табачную продукцию меньше, что делает ее доступнее по цене в сравнении с российской. В прошлом году доля контрабандных сигарет в России оценивалась в 0,7%. В "БАТ Россия" считают, что сейчас эта доля может быть в районе 0,5%. "На ситуацию с нелегальными поставками из соседних стран влияет активность правоохранительных органов по борьбе с контрабандой",— считает Александр Лютый.