Росалкогольрегулирование (РАР) провело первое совещание по вопросу установки минимальных цен на вино и шампанское. Предварительно представители отрасли и чиновники сошлись на том, что цена за бутылку (объемом 0,75 литра) тихого вина должна составлять 80-90 рублей, а за бутылку игристого — 115 рублей.
Еще в начале года руководитель проекта "Трезвая Россия", член Общественной палаты РФ Султан Хамзаев обратился в РАР с такой инициативой. Правда, он тогда выступал за минимальный ценовой порог в 300 рублей для шампанского и 250 рублей для вина. Он считает, что дешевле качественные напитки стоить просто не могут.
"Минимальная отпускная цена литра вина с завода составляет 110 рублей, бутылки шампанского объемом 0,75 л — 120 рублей. Потом напитки нужно упаковать, потом их выкупает оптовик, накручивает не меньше 50%, потом магазин устанавливает свою наценку — еще 30–50%. Вот и получается по 250 и по 300 рублей за бутылку, если меньше — это, скорее всего, суррогатный алкоголь", — пояснял Хамзаев.
С чем боремся
Председатель совета директоров "Шато Ле Гран Восток" Елена Денисова полностью поддерживает введение минимальных цен: "Это согласовано с экспертами отрасли. Повышать (минимальные цены) нельзя — подпадут под ограничения простые столовые качественные вина крупных производителей. Это касается тихих вин в первую очередь".
Но если говорить о цене товара на полках в магазине — то ограничения в 80 рублей за вино и 115 рублей за шампанское мало кого коснутся. Сейчас на полках магазинов такой товар встретить трудно. Импортных вин в такой ценовой категории нет: навскидку эксперты называют цену за бутылку вина в районе 250 рублей, бутылка игристого вина классической технологии стоит от 400 рублей.
Директор по связям с общественностью компании "Абрау Дюрсо" Дарья Домостроева считает предложенные РАР минимальные цены актуальными, если они подразумевают цены с завода, а не цены на полке в магазине:
"Если речь идет о цене с завода, то 115 рублей за бутылку шампанского – вполне приемлемо. Те производители, которые работают со своим виноградом, а не закупают сырье за границей, как раз и имеют минимальную розничную цену в 200 рублей", — говорит она. — Если же речь идет о цене на полке – то это совсем не рыночные цены. Это было возможно при старых расценках, до скачка доллара и евро".
Госрегулирование цен на алкогольные напитки – мера не новая. Еще в 2009 году был введен минимальный порог цен на алкоголь крепче 28 градусов.
"К чему привела такая ситуация? Если не очень экспертно и профессионально определили этот низкий порог, то, действительно, возникает такая возможность проникновения фальсификата. С другой стороны, на примере опять же водочной продукции как раз регулирование цены мало влияет на наличие контрафактной продукции на рынке, потому что на самом деле все это регулируется спросом, самим рынком и т.д.", — рассказал агентству "Прайм" руководитель по экономике московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Алексей Каневский.
Издатель Simple wine News, винный эксперт Дмитрий Мережко, напротив, уверен, что рынок вина и рынок водки, так же как и культура потребления этих напитков, отличаются принципиально.
От бутылки водки покупатель ожидает не того же, чего ждет от вина.
Пограничным эксперт называет предновогодние продажи шампанского: "Основное число покупателей игристого вина в пик предновогодних продаж не являются потребителями этого напитка в другое время года. При выборе в магазине они ориентируются не на производителя, не на регион, где произведено шампанское, не на способ приготовления напитка, а исключительно на цену. И именно в этот период полки магазинов наводняют бутылки дешевых напитков. Они сертифицированы, но они произведены не по классическому методу производства игристых вин, а из дешевых виноматериалов дешевыми способами".
Вот на этих производителей, считает эксперт, минимальный порог может повлиять: если цена на классический напиток и на напиток более низкого качества будет одинакова, то покупатель в конечном счете отдаст предпочтение более качественному товару.
Фальсификат
Елена Денисова считает, что эти меры принимаются скорее от бессилия: "По моему мнению, ведомственное противостояние с силовыми министерствами не позволяет Росалкогольрегулированию массово тестировать вино с российских полок на подлинность и качество. К слову сказать, РАР готово к таким массовым тестам, имеет необходимое оборудование, но прокуратура и МВД практически препятствуют этой работе, ссылаясь на юридическое несоответствие таких проверок законодательству".
Эту позицию поддерживает Дмитрий Мережко. Он считает, что как метод борьбы с фальсификатом, эта мера работать не будет.
"Контрафакт — это не отраслевая, а, скорее, уголовная проблема. Для ее решения нужны следственные мероприятия", — добавляет он.
Алексей Каневский тоже видит более эффективным метод борьбы с контрафактом выборочным анализом поставляемой продукции и воздействием Роспотребнадзора на недобросовестных поставщиков и производителей.
"Вот пока ведомства меряются полномочиями, приходится методом минимальных цен заставлять покупателя своим собственным желудком тестировать продукцию на качество", — подытожила Елена Денисова.