О планах развития дивизиона "Мегамарт" (объединяет 39 компактных гипермаркетов "Мегамарт" и "Минимарт", входит в группу компаний "Дикси"), оптимизации ассортимента дивизиона, ценовой политике и работе с локальными поставщиками рассказал в интервью "Интерфаксу" директор дивизиона Александр Комиссаров.
— Александр Евгеньевич, в июле в группе компаний "Дикси" обсуждалась краткосрочная стратегия развития дивизионов, а в октябре будут рассмотрены планы на ближайшие пять лет. Какое место в этих планах уделено "Мегамарту" и "Минимарту"?
— На сегодняшний день доля дивизиона в розничной выручке группы компаний составляет 6%. Сеть занимает одну из лидирующих позиций на рынке розничной торговли Уральского региона и продолжает свое развитие. Мы будем продолжать развитие в территориях присутствия, рассматриваем выходы в другие регионы.
Все три дивизиона имеют общий курс — мы совершенствуем операционную модель для того, чтобы обеспечивать лучший покупательский опыт нашим клиентам. Мы еще более агрессивно работаем с ценами и предлагаем интересные промо-акции, работаем над качеством, причем не только непосредственно продуктов, но и сервиса. Развиваем сотрудничество с локальными поставщиками, стремимся предложить ассортимент наиболее востребованных товаров наивысшего качества по лучшей цене. По-прежнему уделяем особое внимание продукции собственного производства. Рынок сильно меняется, конкуренты усердно работают, и мы стараемся не отставать.
— Президент "Дикси" Педро Перейра да Сильва в июне заявлял о необходимости оптимизации ассортимента в дивизионах группы. Коснулась ли уже эта оптимизация вашего дивизиона?
— Оптимизировать ассортимент – не значит бездумно его сократить. Оптимизация – это ротация ассортимента в пользу наиболее востребованных и, соответственно, высоко оборачиваемых позиций. Ротация товаров — естественный процесс для ритейла — непопулярные продукты заменяются, тестируются вкусы и предпочтения, смещаются акценты в той или иной категории в зависимости от сезона. Сейчас мы внимательно изучаем каждую позицию, ее эффективность и востребованность. Отбираем для наших клиентов "жемчужины" для того, чтобы максимально соответствовать ожиданиям покупателей, и, конечно, их бюджету. Процесс этот постоянный, просто сейчас мы больше, чем обычно, уделяем этому внимания. Уверен, что покупатели оценят наши усилия, и это позитивно отразится на наших продажах.
— Изменится ли в связи с подобной оптимизацией ценовая политика вашего дивизиона? Будет ли "оптимизироваться" численность персонала?
— Оптимизация ассортимента никак не связана с ценовой политикой дивизиона. Эта работа ведется параллельно. Аналогично постоянной работе над формированием ассортимента мы работаем над уровнем цен. Кроме того, мы делаем особый упор на маркетинговую активность и еще более активно инвестируем в цены на наиболее популярные товары. В магазинах действует большое количество специальных предложений, проходят разнообразные акции, мы активно даем скидки, которые могут достигать и 50%. А также на постоянной основе действует дисконтная программа с системой накопительных скидок. Наши покупатели давно привыкли к тому, что в "Мегамарте" значительную часть ассортимента можно купить со скидкой. Теперь таких товаров стало еще больше.
Сегодня в магазинах и офисах сети в различных городах Уральского региона работают 4,5 тыс. человек, и мы стремимся быть лучшим работодателем региона. Оптимизация ассортимента должна иметь следствием рост товарооборота. А это значит, что численность персонала тоже должна вырасти, так как для продажи большего количества товара необходимо большее количество рабочих рук.
— Какова сейчас доля прямых контрактов дивизиона с локальными поставщиками?
— Мы уделяем особое внимание работе с локальными поставщиками и в среднесрочной перспективе планируем максимально расширить их присутствие на полках. Уже сейчас доля отечественных поставщиков в товарной матрице больше 80%, при этом многие ключевые позиции занимают именно уральские компании.
Поставщиком может стать любой производитель с отлаженной системой контроля качества и развитой логистикой, который способен гарантировать нужный объем производства, необходимый для бесперебойного обеспечения магазинов сети. Хочется отметить, что с введением эмбарго многие российские поставщики инвестируют в производство, и с каждым годом поставщиков, способных удовлетворить высокие требования крупных сетей, становится все больше, а локальные свердловские, челябинские, тюменские поставщики выходят на федеральный уровень.
— В полной ли мере удается замещать ассортимент, выпавший в результате продуктового эмбарго?
— На 100% это сделать сложно, но мы активно работаем с поставщиками в этом направлении. В компактных гипермаркетах "Мегамарт" в санкционный перечень попали около 350 наименований. Однако приятно осознавать, что большую часть товаров заменили не просто российские, а местные уральские поставщики. В среднем по разным категориям их доля в ассортименте выросла на треть и достигла 80-90%. Выпавший ассортимент категории "Сыры" замещается продукцией Уральского региона, Центральной России, Санкт-Петербурга, Удмуртии, Воронежской области. Отечественные поставщики полностью заместили сыр моцарелла, а с начала 2016 года в ассортименте появились и российские деликатесные сыры. Также с момента введения эмбарго расширился ассортимент российской продукции в "мясном гастрономе", который включает колбасы, сосиски и мясные деликатесы, в "Мегамарте" ее доля превышает 98%.
— Намерена ли компания дальше развивать "кулинарию онлайн" – заказ блюд собственного производства? Какую долю в товарообороте она составляет сейчас?
— Продукцию собственного производства мы считаем одним из своих конкурентных преимуществ. Сегодня она формирует около 12% товарооборота сети, ассортимент блюд собственных цехов превышает 500 наименований. Любую позицию из ассортимента собственного производства клиент может заказать непосредственно в магазине. У нас много постоянных клиентов, которые ценят качество и вкус нашей продукции и регулярно заказывают ее к корпоративным и семейным праздникам.
— Планируется ли открытие новых магазинов дивизиона до конца года?
— "Мегамарт" не планирует сокращать запланированный объем инвестиций в открытие новых магазинов. Краткосрочная стратегия развития сети предполагает органический рост в текущих регионах присутствия. В сентябре мы открыли очередной магазин в городе Арамиль Свердловской области, до конца года мы планируем открытие магазина в Первоуральске. Таким образом, к концу года сеть будет состоять из 40 магазинов.