Скандал с публикациями карикатур на пророка Мухаммеда ударил по карману европейские компании. Из-за объявленного странами Ближнего Востока бойкота датских товаров молочный производитель Arla потерял уже около $90 млн. Ряд производителей поспешили заверить арабов, что их товары не имеют к Дании никакого отношения.
В сентябре 2005 года датская газета Jyllands-Posten опубликовала 12 карикатур на пророка Мухаммеда. На части из них он был изображен террористом в чалме-бомбе, многоженцем с огромным кинжалом и пастухом с овцой. Организация «Исламская конференция» и другие объединения мусульман сочли окарикатуривание Мухаммеда оскорблением. После того как ряд европейских газет в знак солидарности с коллегами и в подтверждение свободы слова перепечатали карикатуры на пророка, скандал приобрел поистине всемирный размах. Палестинские экстремистские группировки выступили с угрозами терактов против граждан Дании, Норвегии и Франции, а также потребовали немедленного закрытия посольств этих стран. Ряд мусульманских государств, в том числе Саудовская Аравия, Палестина и Сирия решили не ограничиваться политическими заявлениями и объявили бойкот датским товарам.
Датский премьер принес официальные извинения мусульманам, заявив, что правительство не отвечает за публикации газет. Но ситуацию это не спасло.
Основным пострадавшим от бойкота стала датско-шведская компания Arla, которая занимается производством молока, сыра и масла. По сути, это кооператив, объединяющий 11 тысяч простых фермеров из двух стран.
Руководство компании сообщило, что в результате бойкота мусульманами датских товаров она уже потеряла от £40 млн до £50 млн (около $90 млн): убытки Arla от бойкота составляют £1 млн ежедневно.
Из-за падения объемов продаж компании пришлось отправить во временный отпуск 170 своих работников.Ситуация усугубляется еще и тем, что для Arla Ближний Восток является ключевым рынком сбыта и приносит компании около £300 млн в год. Компания работает в регионе уже более 40 лет. Причем совсем недавно ее руководство планировало вложить £40 млн, чтобы расширить мощности по производству сыра в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравиии, и удвоить до 2 тыс. человек число местных наемных работников.
«Мы очень удивлены и огорчены. В течение 40 лет мы вели на Ближнем Востоке свой бизнес, и более 20 лет у нас действует свое производство в Саудовской Аравии. А теперь за пять дней всему этому пришел конец, – негодует пресс-секретарь Arla Луиз Онор. – Теперь выбраться из этой ситуации очень сложно. Мы заявили, что придерживаемся официальной позиции Дании по отношению к исламу, но это не помогает».
Компания уже объявила, что если в течение десяти недель ситуация не нормализуется, она начнет переговоры с профосюзами о сворачивании работы на Ближнем Востоке. На сотрудников Arla уже было совершено два нападения.
В настоящее время большинство супермаркетов крупнейшего арабского города – Каира – уже освобождены от датских товаров.
Чтобы избежать падения продаж, компания Nestle разместила в одной из газет Саудовской Аравии рекламу, в которой особо подчеркивается, что популярные в регионе бренды сухого молока Nido и Klim произведены не в Дании.
Swiss group также отметила падение продаж своих товаров и намеревается перенять опыт Nestle. «В один день в ответ на публикации в европейских газетах с полок некоторых магазинов исчезли все наши товары. Мы постарались нормализовать ситуацию и предоставить потребителям правильную информацию о том, где произведены наши товары», – заявляют в компании. Постепенно ситуацию удается исправлять, – оптимистично полагают в Swiss Group.Представитель французской сети Carrefour, которая работает на условиях франчайзинга на Ближнем Востоке, пока также не драматизирует ситуацию. Он признает, что решение убрать датские товары с прилавков магазина действительно было принято его местными партнерами. Но, по словам руководства компании, они «не видели, чтобы бойкот датских товаров распространялся на товары из других стран Европы». «В конце концов наши партнеры в своих магазинах вольны делать все, что им захочется», – толерантно отмечают в Carrefour.