Недавно был принят закон по защите населения от табакокурения. Интересно, что он еще не вступил в действие, а многие работодатели уже на него отреагировали. Служба исследований компании HeadHunter провела опрос и выяснила, что закон уже нашел отражение во внутренней политике 16% компаний: 4% даже предприняли определенные шаги, а 12% планируют изменения.
Для борьбы с курением большинство работодателей склонны применять скорее пряник, чем кнут. Лишь 3% опрошенных готовы штрафовать курящих сотрудников, а 30% предпочтут выдать премии некурящим или прибавить им зарплату. Это вполне оправданный психологический прием: неслучайно среди детей и подростков проводят антитабачные кампании под названием "Конфетку за сигаретку" — поощрение часто больше мотивирует людей, чем наказание.
Помимо этого каждый третий работодатель считает, что курящие сотрудники менее эффективны, чем некурящие коллеги. В обратном уверены 16% респондентов, но большинство (42%) склонны полагать, что никакой связи между эффективностью труда и курением нет. Однако в каждой второй компании при приеме на работу интересуются отношением соискателя к табаку, а 16% респондентов признались, что при прочих равных отдадут предпочтение некурящему кандидату.
— Примерно с 2011 года руководители компаний вообще стали больше внимания уделять здоровью сотрудников, замечает консультант кадрового агентства MainStaff Юлия Хламцова. — Если сотрудник обладает хорошим здоровьем, производительность его труда увеличивается, а значит, успех бизнесу обеспечен. В связи с этим на предприятиях стали появляться различные программы нематериальной мотивации сотрудников, нацеленные на улучшение их здоровья. Прежде всего корпоративные оздоровительные программы — посещение бассейна, сауны, фитнес-центра. Это и различные командно-спортивные мероприятия с выездом за город или в местные спортивные клубы, боулинги и т.п. В некоторых компаниях даже появилась новая должность — спортивный организатор. В его обязанности входит не только организация корпоративного отдыха, спортивных мероприятий и производственной гимнастики, но и пропаганда здорового образа жизни. Многие компании включают в соцпакет оформление страховых полисов добровольного медицинского страхования. Да и большинство людей, которые ищут работу, теперь задают вопрос "Есть ли в компании ДМС?", и для многих это является главным критерием при выборе места работы.
Приятно и то, что компании все чаще предпочитают разным формам наказаний меры поощрения персонала.
— Существует большое разнообразие видов премирования, — рассказывает ведущий консультант департамента рекрутмента в фармацевтическом секторе Antal Russia Марина Дмитриева. — В некоторых компаниях созданы системы поощрения сотрудников за инновационные или рационализаторские идеи. В других распространена практика поощрения лучших работников специальными премиями, такими как, например, автомобиль или туристическая поездка. Существуют также не столь значимые, но приятные мелочи. Например, когда руководитель каждый день начинает с того, что лично угощает всех подчиненных сладостями или фруктами — подобное внимание повышает уровень лояльности сотрудников. Самый необычный вид премирования, с которым я сталкивалась, — это поощрение за то, что сотрудник сам пришел в HR-отдел и сообщил, что с ним связывался хедхантер. Убедившись, что подчиненному действительно предлагали перейти на другое место работы, а тот отказался, руководитель поощрил его премией.