Сергей Васильев, директор Северо-Западного Дивизиона Национальной Факторинговой Компании, о том, что ценят ритейлеры в работе с факторами
Однажды к нам обратился клиент с просьбой помочь разобраться, что для его компании эффективнее с экономической точки зрения — страхование риска неплатежа в страховой компании или поручительство факторинговой компании за покупателей на случай неплатежа. Клиент предоставил нам исходные данные, а также информацию об условиях, озвученных ему страховой компанией. С согласия клиента мы решили опубликовать расчеты по заданному кейсу.
Клиент предложил нам ориентироваться на годовой оборот компании в 860 млн. руб., из которого на розничные сети приходится 540 млн, на городских и региональных оптовиков – 320 млн руб. В среднем компания предоставляет своим клиентам отсрочку в 60 дней. Платежная дисциплина сетей сомнений у клиента не вызывала, ему нужно было минимизировать риски неоплат со стороны несетевых покупателей.
Одна страховая компания сообщила клиенту, что готова страховать только весь портфель "дебиторки" под 0,9% от совокупного оборота с франшизой в 20% (франшиза – это доля страхуемой суммы, не покрываемая страховкой). По условиям страховой компании страховая премия начислялась бы и оплачивалась клиентом авансом сразу на весь заявленный оборот. При страхуемом обороте в 860 млн. руб. она составила бы 7,740 млн руб., и только 80% от объема "дебиторки" можно было бы считать застрахованными. Кроме того, если по факту оборот за год оказался бы меньше, чем планировал клиент, комиссия, начисленная в самом начале, изменениям бы не подверглась, то есть фактически клиент заплатил бы за неоказанные ему услуги.
В качестве альтернативы НФК предложила поручительство, причем размер покрытия составил 90% от передаваемой "дебиторки", и речь шла только об оптовиках, как и хотел клиент. Ставка НФК — 1,1% от суммы покрытия без какой-либо франшизы. То есть в отличие от страховых компаний НФК начислит комиссию только на те 90%, которые будут покрыты поручительством. В результате, стоимость услуги НФК рассчитала как 3,168 млн руб. (320 млн руб. х 90% х 1,1%). И если вдруг компания клиента не выполнит план по продажам в адрес несетевых дебиторов, и оборот за год по оптовикам составит меньше ожидаемого в начале объема, итоговая комиссия уменьшится пропорционально.
А если вдруг
К страхованию и поручительству прибегают тогда, когда есть хоть малейшая вероятность того, что кредитная защита пригодится, и по ней будут произведены выплаты. Посмотрим, как будет развиваться ситуация при наступлении страхового случая. Например, покупатель клиента не оплатит поставку на 8 млн. руб. Согласно условиям страховая компания выплатит клиенту 6,4 млн руб. (80% от объема), НФК – 7,2 млн руб. (90% от объема).
О сроках
Период ожидания выплаты при страховании риска неплатежа после наступления страхового случая может составлять от 180 до 240 дней, при поручительстве – максимум 120. Получается, что свои 6,4 млн. руб. клиент будет дожидаться от страховой чуть ли не 8 месяцев, а от НФК получит 7,2 млн. руб. в трехмесячный срок.
Найти 3 отличия
— Клиент страховой компании обязан информировать ее о каждой допускаемой Покупателями просрочке в течение 30 дней. Фактор делает это сам, уведомлять его не надо.
— С мелкими (по меркам страховых компаний) клиентами они работать не будут.
— Страховщикам, как правило, интересно работать с теми поставщиками, оборот на страхование которых превышает 300 млн руб. Факторинговая компания готова работать с гораздо меньшими объемами — от 60 млн млн руб. в год.