За последние несколько месяцев в Ростовской области идет сокращение числа магазинов со средним объемом товарооборота. В крупных торговых сетях стоимость одного чека уменьшилась при сокращении посещаемости этих магазинов, а местным поставщикам пищевых продуктов в основном приходится довольствоваться ярмарками, причем не всегда в своем регионе. Независимый эксперт Сергей Рогузько утверждает, что в торговле идет сворачивание коммерческих проектов. Цепочка неплатежей (кредитные ресурсы сейчас одинаково недоступны и ритейлерам, и переработчикам) потянула за собой банкротство мелких торговых сетей. Владельцы недвижимости не сориентировались в эпоху кризиса и ужесточили условия аренды, из-за чего идет закрытие предприятий площадью в 150-200 квадратных метров — самых популярных среди жителей Дона "магазинов у дома". Растет количество более мелких магазинчиков, которые Сергей называет "ларьками" и в которых, по его мнению, торговлю цивилизованной назвать трудно.
Вопрос спорный, потому что, считает советник президента ТПП Ростовской области Юрий Корнюш, общая культура торговли выросла. Достаточно посмотреть, как стараются выложить овощи и фрукты не только в супермаркетах, но и в торговых точках поменьше. Он также предлагает вспомнить о смене приоритетов у покупателей: 70 процентов в покупках сегодня составляют продукты питания. А это предмет, прежде всего, мелкооптовой и розничной торговли. Недаром большое значение сейчас придается ярмаркам выходного дня.
По мнению председателя комитета по малому бизнесу Торгово-промышленной палаты Ростовской области Петра Смородина, образец организации такой торговли показывает Москва. Именно туда две недели назад согласно договору с правительством столицы ростовские переработчики вывозили свою продукцию и имели большой успех. Многие префектуры города не только бесплатно предоставляют торговые места сельхозпроизводителям и переработчикам на этих ярмарках, но и платят за используемое для работы холодильных установок электричество. Стоимость продуктов на таких ярмарках (и в Ростове — тоже) на 15-20 процентов ниже, чем в торговых сетях.
Но не является ли участие в этих ярмарках жестом отчаяния местных переработчиков, которые не могут со своим товаром попасть на полки торговых сетей? Ведь в условиях кризиса сетевики не стали сговорчивей и иметь дело с теми же молочными продуктами, срок использования которых 72 часа, не спешат. Именно такие продукты из цельного молока производят и Новочеркасский, и Вологодонский молочные комбинаты, не использующие консерванты в производстве. Но конкурировать с крупнейшими производителями из Краснодарского края, работающими не на цельном, а на сухом молоке (из-за чего себестоимость конечного продукта гораздо ниже), им сложно. "А к себе на территорию нашу продукцию не пускают под любым предлогом", — говорит гендиректор Волгодонского молкомбината Светлана Батакова. "Торговые сети на Дону не приспособлены к торговле живой рыбой, а в Москве через посредника мы продаем её четыре тысячи тонн в год, — поддерживает разговор директор рыбколхоза имени Абрамова Александр Ершов. — А ведь живая рыба — это тот товар, который продается "у дома".
Да и бонусы при вхождении со своим товаром в торговые сети местным переработчикам не по плечу. В Госдуме готовится законопроект о запрещении их взимания, но поможет ли это снижению цен на продукты? Представители сетей утверждают, что бонусы не являются их основным доходом и повлиять на стоимость товара не могут. Производители и рады бы платить бонусы, но за маркетинговые исследования, за продвижение своего товара, за особую выкладку на полках. Сетям же выгодно работать с уже известными брендами.
Единственным положительным примером тому в Ростовской области является продукция "Тавра", представители которого утверждают, что именно сети помогли им прочно обосноваться в Краснодарском крае, а в его столице занять лидирующие позиции среди продуктов соответствующего ассортимента. Именно сети фактически раскрутили бренд завода у соседей, помогая этим внедриться там и в "неорганизованную" торговлю. Но это происходит в случае готового бренда, значит, нужно создавать свои донские известные торговые марки, которых, к сожалению, не слишком много. Нужно объединяться для создания своих торговых сетей и заниматься тем, о чем напомнил на недавних парламентских слушаниях глава Ростовстата Владимир Емельянов, — продвижением донских товаров в соседние регионы.