В российском законодательстве понятие аффилированности нуждается в значительном совершенствовании, и если этого не сделать, вступление нашей страны в ОЭСР в этом году может не состояться.
Проблема в том, что определение и критерии аффилированности приводятся в статье закона, который в остальной части прекратил действовать, а ссылка на эту статью и, соответственно, на аффилированность как правовую категорию содержится более чем в тридцати других законах.
По мнению бизнес-сообщества, критерии "аффилированности" необходимо закрепить либо в отдельном законе, посвященном регулированию только этих отношений, либо в действующих нормативных правовых актах — например, в законах о хозяйственных обществах. При этом необходимо также установить последствия, возникающие в связи с несоблюдением правил об аффилированности: в одних случаях это могло бы означать признание сделок недействительными, в других — привлечение к тому или иному виду ответственности. Авторитетные юридические компании, которые провели анализ законодательства стран-участниц ОЭСР, пришли к выводу об отсутствии в их правопорядках универсального межотраслевого понятия аффилированности. Руководство ОЭСР отмечало возможность дополнения Гражданского кодекса определением понятия "аффилированность", чтобы в иных законах предусмотреть условия применения этой правовой категории.
Недавно на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева обсуждались компромиссные предложения. Министр экономического развития Алексей Улюкаев предложил предусмотреть переходный период для вступления в силу соответствующих норм; представители бизнеса предложили закрепить понятие аффилированности в Гражданском кодексе, но не детализировать его, а сослаться на другие законы; министр юстиции Александр Коновалов предложил связать понятие аффилированности с взаимозависимостью юридических лиц и подконтрольностью.
Итоги совещания обнадеживают, поскольку бизнес-сообществу удалось донести свою позицию, в результате был найден компромисс, который ранее считался труднодостижимым.