Законопроект о торговле, главная цель которого сделать максимально прозрачным порядок "доставки" к прилавку недорогих товаров, будет номером один в 2010 году. Об этом сообщил "РГ" статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов.
Покупателям новый закон даст возможность выбирать разнообразные товары по приемлемым для себя ценам, пользуясь разными типами магазинов от гипермаркетов и супермаркетов до семейных и электронных. Конкуренция только приветствуется. Для производителей товаров закон обеспечит гарантированный доступ в любую торговую точку страны. Разумеется, в зависимости от их расторопности. Для предпринимателей, желающих торговать, — упрощенный порядок открытия магазинов и дальнейшего перехода по "иерархической" торговой лестнице.
Напомним, ряд федеральных ведомств не могли разрешить разногласия по чрезвычайно спорному документу почти два года. Федеральная антимонопольная служба предлагала учесть в законе ее поправки, касающиеся определения порога доминирования торговых сетей. Минсельхоз настаивал на госрегулировании наценок на социально значимые товары в торговых сетях. Кстати, ограничений по торговой наценке в окончательном варианте законопроекта так и не появилось. Зато, по словам Наумова, возникли новые главы, которые должны устроить оппонентов. И главное — участников рынка. Минпромторг разработал их с учетом предложений минсельхоза и Федеральной антимонопольной службы. В законопроект включена статья, рассказывает статс-секретарь, предусматривающая подписание типового универсального договора между отечественными производителями продовольственных товаров и торговыми организациями. Документ также гарантирует равный доступ на полки сетевых магазинов буханок, кефиров, колбас, тортов и прочих продтоваров от разных производителей.
Заметим, по данным ФАС, доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и прочее) для поставщиков товаров торговым сетям составляют сегодня от 5 до 40 процентов от стоимости товаров, поступающих в торговую сеть. "Теперь никаких отягчающих обстоятельств вроде бонусов за маркетинг в договорах не будет", — говорит Наумов. Таким образом, по его словам, практика, когда тот или иной производитель, желая продвинуть свой собственный товар на полки супермаркета или получая скидки за объемы, платил за это дополнительно, будет пресечена законодательно. А нарушитель ответит в судах разных инстанций, включая арбитражный и третейский. Кроме того, закон предусматривает жесткие сроки оплаты товаров со стороны сетей. "Это, кстати, гораздо важнее для поставщиков, — поясняет Наумов. — Для продовольственных товаров срок оплаты не превысит 30 дней, а для социально значимых — 14 дней".
Список социально значимых товаров будут утверждать региональные власти в соответствии с потребностями и нуждами своих жителей. "На юге страны это могут быть мандарины, на Севере — рыба или кабачковая икра", — замечает Наумов. Сегодня, по словам замминистра, люди стали меньше тратить деньги и покупают более экономичные товары. И торговля от имени покупателя предъявляет спрос на недорогое продовольствие. Но ситуация и ассортимент товаров могут меняться. Поэтому нет смысла каждый раз обновлять базовый закон, чтобы колбаса или творог получали очередную прописку.
В законе найдет отражение и специальное антимонопольное регулирование, сообщил Наумов. Будет, например, прописана ответственность за злоупотребление рыночной властью. "До сих пор мы считали, что не надо отдельно проговаривать понятие злоупотребления рыночной властью, если в антимонопольном законодательстве есть понятие доминирования. Но в процесс работы над законом изменились подходы к этому понятию. Доминирование теперь включает в себя не только превышение доли рынка в 35 процентов. А еще ряд дополнительных признаков, по которым антимонопольные службы смогут четко ответить на вопрос: "Злоупотребляет или нет та или иная компания рыночной властью?" В случае таких признаков ФАС применит к ней санкции. В том числе в виде оборотных штрафов. "Процедура их взимания есть в действующем Законе "О защите конкуренции", — уточняет Наумов. Третья новая норма посвящена саморегулированию в торговой сфере. И описывает порядок заключения как минимум на 5 лет соглашений о взаимодействии между торговцами и отечественными производителями продовольственных товаров. А также отсылает к соблюдению правил добросовестного поведения на рынке, которые разработали общественные бизнес-объединения. "Мировая практика опирается на саморегулирование. Это когда предприниматели берут на себя часть ответственности за исполнение кодексов добросовестности. Например, объединения сетевых магазинов договариваются о единых стандартах деятельности во взаимоотношениях с поставщиками", — рассказывает Станислав Наумов. Кстати, отдельные торговые сети, по его словам, уже сейчас публично взяли на себя обязательства в одностороннем порядке за безбонусный вход поставщиков в "торговые ряды". Теперь объединения производителей, поставщиков и оптовиков также должны подтвердить готовность ориентироваться на единые стандарты. Что касается процедуры, то она будет выглядеть примерно так: подписанный несколькими сторонами кодекс приобретает статус общего документа на том или ином товарном рынке. И становится для региональных властей инструментом определения торговой политики по развитию конкуренции в регионах. Если кто-либо из продавцов или поставщиков, присоединившись к кодексу, не соблюдают его либо не присоединяются, то их интересы региональные программы развития торговли поддерживать не будут. Такие программы теперь, согласно закону, обязаны будут принять все российские регионы. А муниципалитеты для борьбы с монополизмом будут удерживать баланс между развитием разных форм торговли от ларьков и ярмарок выходного дня до универсальных крытых рынков и гипермаркетов.
По словам замминистра, в ближайшие два-три года число магазинов всех типов вырастет и кардинально изменит облик больших и малых городов. Пока же по обеспеченности ими Россия резко отстает: на сто тысяч жителей приходится примерно 0,02 гипермаркета, а в Германии — 3 гипермаркета. Разумеется, проблему дефицита торговых площадей будет решать сама отрасль, используя разнообразные стимулы нового торгового законодательства. "Главное — не допустить дискриминации не только отечественных производителей, но и собственных национальных торговых сетей, — предупредил Наумов. — Не "отрегулировать" их таким образом, что они уйдут из этой сферы, а останутся лишь транснациональные торговые компании. Вот этого допустить нельзя".