КДВ приобрела "Золотой терем", рассказали "Ъ" несколько участников рынка. "Во вторник мы действительно стали собственником 100% группы",— подтвердил совладелец КДВ Денис Штенгелов. По его словам, главной целью сделки являлась марка "Баренцев", по поводу других марок "Золотого терема" решение будет приниматься в будущем. Во втором полугодии 2009 года, согласно данным "Бизнес Аналитики", "Золотой терем" был лидером сегмента рыбных снеков (24% от всего снекового рынка) с долей 21%. Второе место у КДВ (ТМ Beerka; 20%), "Дальпико" (11%), "Сухогруз" (7%), "Морегранд" (марка SeaZone; 5%).
Вице-президент по финансам "Золотого терема" Андрей Белков от комментариев отказался. "Переговоры с КДВ прошли в очень короткие сроки",— отметил источник "Ъ" в "Золотом тереме", добавив, что в ближайшее время менеджмент компании будет полностью заменен. Сумму сделки стороны не раскрывают, однако, по данным источника "Ъ", близкого к участникам сделки, она превысила $30 млн. "Думаю, что EBITDA "Золотого терема" составляет $6-8 млн, а за всю компанию можно было бы заплатить по мультипликатору 5-6 EBITDA — то есть $30-48 млн",— считает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко.
Группа "Золотой терем" создана в 2000 году. Владеет тремя производственно-логистическими комплексами в Ржеве Тверской области. Совладельцы, по данным "СПАРК-Интерфакса", на ноябрь 2009 года — Марк Гусаров и Владимир Степанов. Последние финансовые данные компания раскрывала только по 2007 году: выручка — 2,2 млрд руб., прибыль — 442 млн руб. На момент сделки с КДВ ее оборот составлял около $50 млн, говорит источник, близкий к сделке.
Томская "КДВ Групп" производит снеки под марками "Три корочки", "Компашки", Beerka и др. Выручка в 2009 году, по данным "СПАРК-Интерфакса" — 11 млрд руб., чистая прибыль — 72,6 млн руб. По данным Nielsen, в июне 2010 года КДВ заняла второе место на снековом рынке с долей 13,2% в стоимостном выражении, уступая компании Frito Lay (структура PepsiCo), ее доля 31,6%.
КДВ была не единственным претендентом на "Золотой терем", сообщил на условиях анонимности один из участников рынка. По его словам, интерес к компании проявлял мировой гигант PepsiCo, который с марта этого года включил марку "Баренцев" в свою российскую систему дистрибуции. "Они начали продавать марку с прицелом на ее дальнейшую покупку. Однако в короткий срок договориться по цене стороны не смогли, а владельцам "Золотого терема" нужно было быстро выходить из бизнеса, отягощенного долгами",— говорит собеседник "Ъ". Версию с долгом поддерживает аналитик Рыбного союза Тимур Митупов. Точная задолженность "Золотого терема" неизвестна, однако кредиторы через суды пытаются взыскать с компании более 250 млн руб.
Директор по коммуникациям PepsiCo Александр Костиков не стал комментировать отношения с "Золотым берегом". Денис Штенгелов отметил, что дальнейшее партнерство с PepsiCo по дистрибуции "Баренцева" еще не обсуждалось. Собеседник "Ъ" в "Золотом береге" отмечает, что дистрибуция PepsiCo позволяет покрывать около 200 тыс. торговых точек в России, возможности КДВ — в два раза меньше.