Власти Казани ужесточают правила уличной торговли. Они опубликовали новое положение о размещении нестационарных торговых объектов. Согласно ему, летние кафе, в частности, должны быть построены по одному из девяти утвержденных типовых проектов. При этом количество площадок под них сокращено вдвое, и право их занять планируется продавать на электронных аукционах. Первые торги назначены на 30 апреля, заявки принимаются с сегодняшнего дня. Эксперты поддерживают нововведения: "То, что городили раньше с летними кафе, было ужасно". Однако они полагают, что желающих открыть летнее кафе будет немного, так как затраты по новым правилам будет сложно окупить.
Исполком Казани утвердил новые правила размещения нестационарных объектов торговли и услуг на территории города — вчера положение об этом было опубликовано в сборнике муниципальных документов. Речь, в частности, идет о сезонных кафе, торговых автоматах, бахчевых развалах, елочных базарах, а также о передвижных объектах: автомагазинах и автокафе, цистернах, тележках, лотках, развлекательных передвижных комплексах, аттракционах. Исключение составляют объекты, которые устанавливаются на время проведения массовых спортивных, культурных, общественно-политических мероприятий, ярмарок и выставок. Правила также не касаются киосков и торговых павильонов (их размещение регламентируется другими документами).
Размещение нестационарных объектов, согласно положению, допускается только на тротуарах на расстоянии 1,5 м от проезжей части при наличии "удобного подъезда автотранспорта, не создающего помехи для прохода пешеходов". При этом внешний вид такого объекта должен строго соответствовать приведенным в положении типовым проектам — рядом не должно быть не предусмотренных им холодильников, столиков, зонтиков.
Типовых проектов летних кафе только девять. При этом лишь шесть из них могут быть размещены на главных ("с повышенными требованиями к эстетике городской среды") улицах, и лишь два — в исторической части города. В типовых проектах детально прописаны конструктивное и планировочное решения объектов, их наружная отделка (вплоть до материалов и размеров отдельных элементов), а также цвет кровли (тента), колонн, пола и т. д. Абсолютно все проекты предусматривают ниши в ограждениях для размещения кашпо с живыми цветами или "навесные и мобильные кашпо". Предполагается обязательное благоустройство, озеленение и содержание прилегающей территории, а также размещение урн и туалетов.
Согласно схеме размещения нестационарных объектов на 2014 год, всего в Казани останется 32 сезонных кафе. Это вдвое меньше, чем предусматривала схема организации летней торговли, принятая в 2011 году (включала 68 мест размещения, теперь признана утратившей силу). Наибольшее количество площадок (по 8) сохранено в Авиастроительном и Советском районе, в центре города (префектура "Старая Казань") — всего три: на пляже "Локомотив", у парка Молодоженов, вблизи озера Кабан по улице Ахтямова. Под эти объекты отводится не более 70 кв. м.
Места под размещение нестационарных объектов власти планируют разыгрывать на электронных торгах. Вчера комитет земельных и имущественных отношений Казани объявил на 30 апреля аукцион на право занять площадки для летних кафе на текущий год. Заявки будут приниматься с сегодняшнего дня. Стартовая цена лотов колеблется от 79,9 тыс. руб. (Центрально-Мариупольская улица) до 163 тыс. руб. (в центре города). Договор с победителями, согласно положению исполкома, будет не более чем на год, а под летние кафе — всего на четыре месяца.
Президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана Хайдар Халиуллин поддержал решение властей, отметив, что подобное регламентирование есть "в каждом городе в цивилизованных странах". "Дизайн, соответствие облику города — понятно, что исполком должен устанавливать правила, а предприниматели должны их соблюдать… как бы они ни ругались, что им мешают, отбирают у них места. Казань становится удобнее и красивее, и это хорошо",— считает господин Халиуллин. Также он положительно оценивает проведение аукционов в электронной форме, полагая, что это поможет избежать коррупции — "чтобы не попали свои привилегированные компании".
Новые правила приветствует и генеральный директор ООО ПКФ "Майдан" (сеть ресторанов "Сытый папа") Мария Горшунова: "То, что городили раньше при размещении летних кафе, это ужасно. На улице Баумана были разномастные и по своей сути отвратительные павильоны, а когда они становились в один ряд, это вообще не поддавалось описанию". Сама она аукционами не заинтересовалась: "По сути, это палатки с посадочными местами, которые трудно назвать кафе. Рестораторам интереснее открыть летние площадки возле их заведений". Госпожа Горшунова полагает, что конкуренция на торгах будет "минимальной или ее не будет вообще", поскольку предпринимателям придется "отбивать" не только затраченные на аукцион средства, но и саму аренду, и строительство конструкций. "И это всего за четыре месяца, учитывая ограниченный ассортимент кафе и запрет на реализацию алкоголя",— отмечает она. С ней соглашается зампредседателя гильдии малого и среднего предпринимательства Казани Евгений Иосипов, считающий, что такие кафе смогут окупиться, "если смогут продавать пиво".