Татарстанская продуктовая сеть "Эссен", представленная в 19 городах республики и пяти соседних регионах, откладывает открытие своего первого гипермаркета в Казани. Рынок столицы республики перенасыщен, считают эксперты, причем кризис ударил по нему значительно сильнее, чем в других регионах. Активное развитие в Казани могут позволить себе только крупные федеральные сети.
"Открытие гипермаркетов в новых регионах пока не планируется. Компания продолжает осваивать текущие регионы", — заявил операционный директор сети Вильгельм Грефенштейн. При этом он подчеркнул, что компания по-прежнему планирует осваивать рынок Казани в полном объеме.

Впервые о планах открыть гипермаркет в Казани компания заявила в сентябре 2013 г. Тогда совладелец сети Вадим Махеев рассказывал, что речь идет о магазине торговой площадью 3,3 тыс. кв. м, в строительство которого "Эссен" вложит 300 млн руб. На само строительство компании потребуется максимум полгода, заявил тогда Вадим Махеев, отметив, что больше времени может уйти на бюрократические процедуры от разрешения на строительство до ввода в эксплуатацию.

Сейчас в Казани работает только один магазин группы — "Эссен Экспресс" (формат "у дома"). В компании не называют точные причины переноса открытия в городе гипермаркета, однако не отрицают, что на некоторые планы повлиял кризис.

"Безусловно, влияние есть. Мы скорректировали планы открытий и внутреннюю работу. При этом компания не изменяет своей концепции, сохраняя высокое качество продукции и доступные цены", — сообщил Вильгельм Грефенштейн. В какой срок теперь "Эссен" планирует открыть гипермаркет в Казани, операционный директор сети не уточнил.

Федералам кризис не страшен

Кризис действительно сильно ударил по Татарстану. По данным Росстата, оборот розничной торговли в республике за январь–август 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 12,7% до 493,19 млрд руб. В Казани оборот торговли сократился на 12,5% и составил 283,5 млрд руб. Для сравнения, в сопоставимой по объему рынка Ростовской области оборот розничной торговли упал только на 7% до 521,36 млрд руб., а в соседней Удмуртии — на 6% за полгода.

Однако федеральных ретейлеров нынешняя экономическая ситуация в стране и в Татарстане не останавливает. X5 Retail Group, например, не вносила корректировки в свои планы развития. Сейчас в Татарстане работает 235 магазинов "Пятерочка" (из них в Казани — 95), 12 супермаркетов "Перекресток" (в Казани — семь) и четыре гипермаркета "Карусель" (в Казани — три). До конца текущего года X5 Retail Group планирует открыть в Татарстане еще 22 магазина "Пятерочка", в том числе 11 в Казани.

Продолжает развивать свою сеть в Татарстане и петербургская "Лента". В 2014 г. компания открыла в республике два новых гипермаркета, доведя их количество до трех (Набережные Челны, Альметьевск и Нижнекамск). Сейчас ретейлер думает об открытии собственного магазина в Казани, но конкретных планов пока нет.
Успешно развивается продуктовый дискаунтер "Верный", вышедший на татарстанский рынок в прошлом году. Сначала в Казани открылось четыре магазина, сейчас в городе работает 17 торговых точек. До конца текущего года "Верный" планирует открытие новых магазинов в Казани и пригороде.

Также в Казани работает два гипермаркета "Ашан". Но эта федеральная сеть пока не планирует открывать в Татарстане новые магазины.

Конкуренцию федеральным сетям в Казани составляют местные компании "Бахетле", "Эдельвейс" и холдинговая компания "Ак Барс" (сеть магазинов "Пестречинка", "Чак-чак" и "Наша марка").
Сеть "Бахетле" депутата Госсовета Татарстана Муслимы Латыповой насчитывает в Казани десять супермаркетов, один гипермаркет и пять торговых центров, а также супермаркет в Набережных Челнах и Нижнекамске. Также компания работает в Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Барнауле.

"Эдельвейс" работает преимущественно в Казани и пригороде. Сеть насчитывает 56 магазинов форматов "у дома" и "супермаркет".
"Пестречинка" работает в Татарстане, Ульяновске и Чувашии. На официальном сайте сказано, что сеть насчитывает 105 магазинов формата "у дома", более 60 из которых распложены в Татарстане.
"Чак-чак" и "Наша марка" — это бывшие магазины "Пятерочка", которые работали в Татарстане по франшизе X5 Retail Group. В 2014 г. у "Ак Барс торга" (структура холдинга "Ак Барс") истек договор франшизы, и 135 магазинов были переименованы в "Чак-чак" и "Нашу марку".

Рынок перенасыщен

Кризис может быть не единственной помехой на пути развития "Эссена". Участники татарстанского рынка, опрошенные Retailer.RU, утверждают, что рынок продуктового ретейла в Казани перенасыщен. "В центре большая часть торговых площадей уже освоена, остаются только площадки на окраинах и в пригородах", — считают представители компании "Азык" (сеть "Пестречинка"). Они также отметили, что прежде чем открывать гипермаркет, необходимо позаботиться о наличии распределительного центра поблизости.
Проблема не в отсутствии свободных площадей, а в дорогостоящем ремонте арендуемых помещений и в высоких ценах на новое оборудование, считает владелец казанской сети "Августина" (более 70 магазинов формата "у дома") Олег Прохоренко. Кроме того, ощущается давление со стороны федеральных ретейлеров, утверждает он.

Некоторые местные игроки решили сделать ставки на небольшие магазины формата "у дома" площадью 300 кв. м, рассказал Retailer.RU источник, знакомый с ситуацией на казанском рынке. По его словам, активное открытие таких магазинов в ближайшее время планирует "Эдельвейс". В самой компании не ответили на запрос Retailer.RU.

Не исключено, что ставка на малоформатные магазины может быть связана с тем, что с начала этого года Татарстан применяет кадастровую оценку для налогообложения крупных торговых комплексов площадью свыше 3 тыс. кв. м, расположенных в городах республики с населением свыше 145 тыс. человек (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск). Сейчас ставка налога на имущество составляет 1,2% кадастровой стоимости, в 2016 г. власти Татарстана планировали повысить ставку до 1,5%. Но 6 октября президент республики Рустам Минниханов подписал поправки, которые переносят повышение налога на 2017 г. В то же время поправки предполагают, что с 2016 г. кадастровая стоимость будет применяться и к торговым комплексам площадью свыше 2 тыс. кв. м.

"Эссен" (ООО "Оптовик") принадлежит основателям производства майонеза торговой марки "Махеевъ" Вадиму Махееву и Леониду Барышеву (также является членом Госсовета Татарстана). На сегодняшний день сеть насчитывает 22 гипермаркета в пяти регионах России: Татарстане, Башкирии, Чувашии, Удмуртии, Кировской области и республике Марий Эл. Помимо этого, у "Эссена" есть более 70 магазинов формата "у дома".

Весной 2014 г. компания открыла в Набережных Челнах первый супермаркет "Эссен Green". Сейчас в городе работает два супермаркета. Открытие новых супермаркетов компания пока не планирует. Выручка сети в 2014 г. составила 19,7 млрд рублей (+11%).

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments