"Известия" ознакомились с перечнем продуктов и торговых точек, которые попадут в Национальную систему адресной продовольственной помощи, подготовленную Минпромторгом. В нее не вошли продукты, входящие в утвержденный потребительский минимум, — в частности рыба, чай, сахар, соль, хлеб, подсолнечное масло, макароны и крупы.
Проект системы адресной продовольственной помощи направлен на рассмотрение правительства и отраслевым союзам и ассоциациям в конце августа. Подразумевается, что граждане с доходом ниже прожиточного минимума (в каждом регионе свой, в Москве это, например, 13 896 рублей) с 2016 года начнут получать кредитные или дебетовые карты. По ним государство будет частично компенсировать их затраты на продовольствие. Как сообщили "Известиям" в Минпромторге, банк и платежная система пока не определены, также не определены суммы компенсаций. Финансировать проект предлагают из федерального и региональных бюджетов.
На текущий момент в проекте, помимо процедуры распределения продовольственных карточек для нуждающихся, утвержден перечень продуктов, которые по этим картам можно будет приобрести. Так, по версии Минпромторга, госпомощь должна распространяться на приобретение молока и молочной продукции, овощей, зелени, ягод и фруктов, курицы, мяса и мясных продуктов российского производства. То есть скоропортящиеся продукты, из которых нельзя сформировать запасы.
— В результате реализации программы должна появиться возможность приобрести вместо импортного глубокозамороженного мяса свежее охлажденное мясо, вместо восстановленного стерилизованного молока — пастеризованное, вместо консервов — свежий салат и овощи. Ключевым базисным принципом программы наряду с конкуренцией розничных операторов и торговых форматов является принцип свободного выбора потребителем, — заявил "Известиям" замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Замминистра считает, что цель программы — не накормить голодающих, а дать возможность малоимущим приобрести свежие, качественные продукты по доступной цене. Улучшить свой рацион.
По словам Евтухова, принимать карты будут не только торговые сети, но и рынки, ярмарки, объекты нестационарной уличной торговли, частные магазины — при условии, что у них есть система эквайринга (прием карточных платежей).
— Соответственно, любой торговый оператор, имеющий техническую возможность обеспечить подключение и работу по правилам процессинга системы, должен иметь право присоединяться к программе на общих основаниях. Никаких специальных ограничений, отборов, аккредитаций операторов розничной торговли не предусматривается и категорически не должно допускаться. Конкуренция розничных торговых операторов за получение средств от потребителя — держателя продуктовой карты — один из ключевых базисных принципов работы Программы дополнительного питания. Этим обеспечивается, с одной стороны, свобода выбора для держателя продуктовой карты тех магазинов и иных торговых точек, которые нравятся данному потребителю. С другой стороны, свобода выбора потребителем торговых точек направляет средства программы через тех розничных торговых операторов, которые заслужили доверие потребителей. То есть поддерживаться будут эффективные торговые точки, — пояснил замминистра. — Потребитель сможет купить по карте всё, что лежит на полке и соответствует продуктовому перечню программы.
Стоит отметить, что перечень существенно расходится с продуктовой частью потребительской корзины, по которой собственно и рассчитывается уровень прожиточного минимума населения в каждом регионе. Продуктовая часть потребительской корзины включает в себя: хлебопродукты (хлеб, мука, крупы, макароны, бобовые), картофель, бахчевые и овощи, свежие фрукты, сахар и кондитерские изделия, масло растительное маргарин и жиры, прочие продукты (соль, чай, специи), мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца. В пилотном предварительном проекте этой программы, который проводился в Кирове, в списке субсидируемых продуктов бакалея и рыба были. Рыба не вошла в новый федеральный перечень, так как основная часть рыбы в России продается в замороженном виде и поэтому не является свежей скоропортящейся продукцией, пояснили в Минпромторге.
Торговые сети при неблагоприятных экономических условиях искусственно добровольно сдерживали рост цен на социально значимые продукты, входящие в потребительскую корзину, для всех категорий граждан. Как сообщил "Известиям" ряд участников потребительского рынка, с внедрением адресной помощи они смогут этого не делать.
В ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" считают, что в условиях рыночной экономики проект Минпромторга России — это гораздо более разумная и эффективная мера поддержки незащищенных слоев населения, нежели госрегулирование цен.
— Действие любого регулирования цен или наценок распространяется на все категории граждан независимо от их доходов, а первостепенная задача заключается в том, чтобы помочь именно тем, кому это необходимо. Практика использования продовольственных сертификатов широко распространена и успешно зарекомендовала себя во многих зарубежных странах. Там подобные программы поддерживают в том числе и отечественных производителей: за сертификаты можно приобрести только товары местного производства, — комментирует директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков.
По его словам, введение новой системы должно прекратить спекуляции на тему ограничения цен поставщиков и наценок торговых сетей. За тем, чтобы категории продуктов, включенных в перечень социально значимых, не становились недоступными для широкого круга потребителей, как говорит эксперт, проследят сам рынок и Федеральная антимонопольная служба.
— Ведь и так понятно, что ни те ни другие не заинтересованы в завышении цен, так как это приводит к спаду продаж, а за проявлениями монопольных практик при установлении цен следит ФАС, — заключает Востриков.
В Ассоциации компаний розничной торговли "Известиям" сообщили, что изучают инициативу Минпромторга по адресной продуктовой помощи гражданам, чтобы "представить технологически проработанные предложения по механизмам ее максимально удобной реализации для потребителей".
В Рыбном союзе возмущены, что рыба не вошла в категорию субсидируемых товаров и была проигнорирована как "здоровый продукт для населения, способный улучшить качество жизни".
— Рыба является одним из немногих источников белка природного происхождения, который является основой здорового питания. Мы уверены, что это предложение еще можно скорректировать. Мы обсудим с Минсельхозом нашу позицию и направим свои предложения в Минпромторг, — заявил "Известиям" исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.
Директор центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Лилия Овчарова считает, что программа Минпромторга в большей степени поможет российскому производителю реализовать продукцию, чем нуждающемуся — улучшить качество жизни.
— Задача любой программы помощи бедным — дать возможность купить максимальное количество товара за минимум средств. Здесь я этого не вижу, — говорит Овчарова. — Несмотря на благие намерения, не учтены региональные потребности будущих пользователей. В сельской местности, где высок процент людей с доходом ниже прожиточного минимума, нет проблемы с молоком, яйцами или мясом, эти продукты могут быть из подсобного хозяйства. Но есть потребность в крупах, макаронах, масле и муке, — говорит Овчарова. — Вопросы вызывают и источники финансирования продкарт. По данным на I квартал 2015 года у нас 22,9 млн бедных, это 15,9% населения страны. О суммах финансирования программы пока неизвестно, но компенсация из расчета 500 рублей на одного человека ничего не прибавит в домашнее хозяйство этим людям. Но и чтобы обеспечить хотя бы эту прибавку, потребуется колоссальный бюджет (138 млрд рублей в год) — притом что региональные бюджеты сегодня сокращают затраты на социальные проекты.