Интернет-торговля вступила в период бурного роста. Причинами этого стали и увеличение проникновения широкополосного доступа (в Петербурге, по данным аналитиков «Яндекса», уровень проникновения интернета за последние полгода составил 52,2%, тогда как по Северо-Западному региону он достигает 27,8%), и расширение возможностей электронных платежных систем. Стимулом для развития сегмента интернет-магазинов, как ни парадоксально, стал и экономический кризис.

Как отмечают участники рынка, затраты на обслуживание интернет-магазина на порядок меньше, чем на содержание оффлайновой торговой точки: речь идет об экономии и на оплате аренды помещения, и на содержании штата продавцов. Эту выгоду видят не только те, кто сейчас занимается выбором бизнес-модели для будущего магазина, но и те, у кого уже есть бизнес в оффлайне. Примером могут служить, например, торговые сети бытовой техники и электроники, в последнее время все активнее развивающие направление интернет-торговли, тогда как еще несколько лет назад это было скорее просто дополнительной фишкой корпоративного сайта. Что же касается открывающихся с нуля интернет-магазинов, то руководители трех новых ресурсов, работающих на рынке около полугода, оптимистично оценили срок окупаемости вложений в два-три месяца. 

Объемные вопросы

Аналитики по-разному оценивают объемы российского рынка интернет-торговли, однако сходятся все на одном – в последнее время он развивается весьма динамично. Так, согласно данным информационного агентства «Интегрум», в 2008 году объем рынка интернет-торговли B2C составил 2,42 млрд долларов – на 20% больше, чем годом ранее. Отметим, что темпы роста этого сегмента, по данным «Интегрума», замедляются. «В целом объем рынка электронной коммерции в 2008 году в России составил около 3 млрд долларов, – говорит вице-президент компании Mail.Ru Анна Артамонова. – Темпы роста при этом составили около 60%». По различным оценкам, объем рынка интернет-торговли B2C в 2009 году достигнет 2,7−3 млрд долларов, что уже неплохо с учетом массового сокращения продаж по всем направлениям. 

Руководитель «Яндекс.Маркета» Алексей Авдей так оценивает рост рынка за год: «Если судить по динамике переходов пользователей на интернет-магазины, рост действительно есть и в прошлом году составил около 25% по сравнению с 2007−м. Возможно, если бы не кризис, этот показатель был бы еще выше».

Заметим, что объемы рынка интернет-торговли B2B несколько выше. «По нашим оценкам, общий объем рынка электронной торговли B2B за 2008 год с учетом сделок, которые проводились только в электронном виде, составляет порядка 145 млрд рублей, – рассказывает коммерческий директор ОАО „Центр развития экономики“ (B2B−Center) по рынку интернет-торговли в сегменте B2B Андрей Бойко. – Официальная статистика на сегодняшний день – 104 млрд рублей, но поскольку в 2008 году объявлены крупные закупки на строительство, которые еще не завершились, то предполагаемый итог 2008−го – 138−150 млрд рублей. Плюс ко всему кризис сделал свое дело и повлиял на объемы сделок – по сравнению с 2007 годом наблюдается снижение объемов рынка».
Оценить объемы регионального рынка интернет-торговли значительно сложнее. Это связано в первую очередь с тем, что большинство таких торговых площадок работают либо на федеральном уровне, либо на несколько регионов. 

«Оценивать общий объем петербургского рынка интернет-торговли сложно, – считает Авдей. – Если верить нашим наблюдениям, петербургский рынок показывает более высокие темпы роста, чем московский и общероссийский. Это связано с тем, что интернет в Петербурге развивается динамичнее, чем в остальных округах и в целом по России, да и общий показатель проникновения интернета на Северо-Западе выше среднего. При этом отрыв Санкт-Петербурга от Москвы по-прежнему велик: если сравнивать посещаемость „Яндекс.Маркета“, то, по данным TNS за февраль, месячная аудитория сервиса составляет 3,8 млн в России, 1,8 млн в Москве и 322 тыс. в Санкт-Петербурге. Кроме того, петербургских интернет-магазинов, размещенных на „Яндекс.Маркете“, сегодня все еще меньше, чем московских. Это связано с тем, что в Петербурге интернет-торговля развита слабее, чем в столице, что вполне объяснимо: в Москве больше денег (а торговля – это всегда деньги), да и сами интернет-магазины появились намного раньше, поэтому столичные потребители привыкли к такому способу приобретения товаров». 

«Потенциал петербургского рынка онлайн-торговли выше, чем московского: последний уже во многом насыщен, – считает Анна Артамонова. – Уровень интернет-проникновения и активность интернет-магазинов в Петербурге намного ниже, чем в Москве. Как следствие, в относительных показателях этот рынок растет быстрее, но в абсолютных цифрах – медленнее». 

В агентстве «Интегрум» отмечают, что на долю Москвы и Петербурга приходится более половины всех интернет-заказов, при этом Москва намного обгоняет Северную столицу: 57,1% против 9,3% от общего количества заказов в электронных магазинах в наиболее развитых городах РФ соответственно. Третье место делят между собой Екатеринбург и Нижний Новгород – по 2,1% (таким образом, отрыв Петербурга от остальных регионов весьма значителен). 

Мы выбираем, нас выбирают

На лидирующих позициях среди покупок в интернет-магазинах есть совсем не технологичные товары. «Сейчас активно развиваются направления продажи электронных билетов, банковской электронной коммерции, заказ туров через интернет – за рубежом они работают уже давно, начинают активно развиваться и у нас, – рассказывает Анна Артамонова. – Если говорить о конкретных товарных категориях, то, как мы видим на „Товарах@Mail.Ru“, это телевизоры (люди переходят на плоскоэкранные модели), ноутбуки (все больше людей мигрируют с обычных компьютеров) и сотовые телефоны (их меняют на более многофункциональные)».
По данным «Интегрума», лидер продаж – книги. Это легко объяснимо: книжная продукция – товар, который выбирают, как правило, не столько по внешнему виду или техническим характеристикам, сколько по названию – это своеобразная защита от приобретения «не того» товара. Немалую роль в продвижении именно этого сегмента сыграло и то, что именно книжные магазины являются одними из старейших проектов интернет-коммерции на рынке B2C в сети (например, Ozon), так что их аудитория сформировалась значительно раньше, чем у других проектов. 

В режиме экономии

Спрос на услуги интернет-магазинов, скорее всего, будет расти. По данным исследования «Социо-Интернет-Мониторинг», проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ) в марте 2009 года, только 16% пользователей покупали или заказывали товары или услуги в интернет-магазинах, 18% никогда этого не делали, но хотели бы воспользоваться таким сервисом. Что, конечно, не означает мгновенного двукратного увеличения аудитории интернет-магазинов, но потенциал для роста весьма велик.
Есть и сдерживающие факторы развития этого сегмента бизнеса. Пожалуй, основной – недостаточное проникновение электронных платежей. По данным «Интегрума», на сегодня наличные остаются преимущественным способом оплаты покупок в интернет-магазинах: их доля примерно в четыре раза выше, чем платежей с помощью кредитных карт. 

«Несколько лет назад, когда интернет-магазины боролись между собой в первую очередь с помощью ценовой конкуренции, главным преимуществом в глазах потребителей была низкая стоимость товаров. Качество и уровень сервиса торговых площадок были невысоки. За прошедшее время они сильно изменились в лучшую сторону: среднестатистический потребитель стал намного взыскательнее, перестал гнаться за минимальной экономией, готов платить за дополнительные услуги. Соответственно, интернет-магазины с плохим обслуживанием, малым числом доступных способов доставки и т.п. конкуренции не выдерживали. Теоретически кризис может несколько „развернуть“ внимание потребителей к низким ценам даже в ущерб обслуживанию, но это процесс длительный: люди к хорошему привыкают быстро и надолго, – прогнозирует Анна Артамонова. – С кризисом можно ожидать, что к онлайн-торговле обратятся новые слои населения в поисках возможностей сэкономить, но пока трудно сказать конкретнее».

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar