Производитель мясной продукции намерен построить собственный свинокомплекс.
Сегодня компания «КампоМос» объявит о своих планах по строительству свинокомплекса в Зарайском районе Подмосковья. Известно, что это будет одно из самых крупных вложений «КампоМоса» за последние десять лет: по разным оценкам, инвестиции составят от 20 до 60 млн долл. Участники рынка и аналитики отмечают, что решение компании построить собственную сырьевую базу вполне укладывается в тенденцию последних лет. Однако экспертов смущает то, что «КампоМос» выбрал для строительства Московскую область, которая не очень подходит для подобного рода проектов.
ООО «Мясоперерабатывающий завод «КампоМос»» основано в 1990 г. В настоящее время компании принадлежат два завода в Москве, а ее годовой оборот в 2005 г. составил 127 млн долл. Согласно данным компании «Бизнес Аналитика», «КампоМос» занимает 6% столичного рынка мясоколбасных изделий. В 2005 г. «КампоМос» начал выпускать охлажденную пиццу, заняв к концу года свыше 12% столичного рынка пиццы-полуфабриката. Владельцем «КампоМоса» является группа Campofrio – европейский производитель мясных и колбасных продуктов, объединяющий 18 мясоперерабатывающих предприятий в пяти странах Европы. В 2004 г. миноритарным совладельцем Campofrio стал американский агрохолдинг Smithfield Foods Inc., один из крупнейших в мире производителей свинины. Прогнозируемый размер выручки Campofrio в 2005 г. – около 7 млрд евро.
Сегодня «КампоМос» объявит о строительстве собственного свинокомплекса в Зарайском районе Московской области. В самой компании необходимость проекта объясняют общей тенденцией рынка, согласно которой большинство компаний отрасли стремятся иметь собственные сырьевые базы. «Ситуация на рынке мяса такова, что квотирование импорта сырья способствует увеличению стоимости продукции», – отметили в пресс-службе «КампоМоса». Ориентировочная проектная мощность свиноводческого комплекса составит около 50 тыс. голов. Информацию об объеме инвестиций в компании пока не раскрывают, известно лишь, что вложения станут самыми крупными за последние десять лет. Эксперты рынка предполагают, что речь идет о сумме от 20 до 60 млн долл.
В 2003 г., после введения квот на импорт мяса, на отечественном мясном рынке произошло резкое обострение конкуренции, вследствие которого «КампоМос» выпал из тройки лидеров. Цены на свинину и говядину выросли на 60% и 40% соответственно. Наибольшие квоты достались исторически крупным российским импортерам и посредникам. «КампоМос», который традиционно закупал импортное сырье у трейдеров, получил квоту на 1,5 тыс. тонн в год при ежегодном объеме переработки в 40–45 тыс. тонн. Такая ситуация стала причиной увеличения себестоимости производства. В результате «КампоМосу» пришлось пересмотреть свою ассортиментную политику и сократить персонал. На сегодняшний день, стремясь вернуть утраченные рыночные позиции, компания пытается позиционировать себя как инновационного производителя.
В этой связи, по мнению экспертов, строительство своей сырьевой базы является еще одним шагом «КампоМоса», направленным на снижение себестоимости и увеличение присутствия на рынке. «Я думаю, что компания хочет контролировать ситуацию на рынке сырья, а также не зависеть от квот на импорт и от поставщиков», – заявил RBC daily директор по стратегическому консультированию компании «АксионБКГ» Тимофей Попов. Кроме того, по его словам, это может свидетельствовать о том, что «КампоМос» намерен в ближайшее время расширять свои ассортиментные линейки. Как предполагает г-н Попов, вполне возможно, что часть свинины, производимой на подмосковном комплексе, будет поставляться на свободный рынок. «Думаю, что это будет отдельное производство, основным акционером которого будет «КампоМос»», – отмечает эксперт. По оценке участников рынка, средний срок окупаемости подобного свиноводческого предприятия без участия сторонних инвесторов – 10 лет.
Тем не менее участники рынка признают, что для предприятий отрасли сегодня необходимо иметь собственное сырье. «Чтобы продавать свою продукцию по приемлемой цене, отечественные производители могут закупать только дешевое импортное сырье. Кроме того, когда у компании есть собственное свиноводческое предприятие, она становится независимой. Замыкается процесс интеграции, что является огромным плюсом», – сказал RBC daily один из участников. Поскольку за последнее время очень многие крупные предприятия объявили, что будут строить свои свинокомплексы, те, кто не пойдут по тому же пути, рискуют в будущем остаться неконкурентоспособными. «Пока на рынке еще много места для таких компаний, как «Черкизово», «Микоян», «КампоМос», и других агрохолдингов, которые могли бы спокойно развивать эту отрасль, не боясь попасть в жесткую конкуренцию с кем бы то ни было», – сказал RBC daily директор по связям с общественностью группы «Черкизово» Геннадий Фролов.
Кроме того, эксперты отмечают в планах «КампоМоса» один настораживающий нюанс. «Смущает то, что строительство свинокомплекса будет вестись в Московской области: этот регион – не то место, где можно строить сельскохозяйственные объекты», – считает один из экспертов рынка. Кроме того, они напоминают, что земля в Подмосковье слишком дорогая и практически раскуплена. Строительство свинокомплекса на небольшом участке может столкнуться с рядом проблем, прежде всего экологических. «Дело в том, что нормальные свинокомплексы европейского уровня, которые могут быть конкурентоспособными, строятся по определенным принципам, одним из которых является территориальная удаленность всех этапов производства друг от друга. В том случае, если все этапы сконцентрированы на одной площадке, предприятие обречено на вымирание», – заключил г-н Фролов.